/img/tv1.svg
RU KZ
В Казахстане предложили перестроить систему лечения онкобольных

В Казахстане предложили перестроить систему лечения онкобольных

Мажилисмены предложили не прерывать лечение онкобольных в случае карантина, сообщает inbusiness.kz.  

23 Сентябрь 2020 14:00 2785

В Казахстане предложили перестроить систему лечения онкобольных

По словам мажилисмена Дании Еспаевой, пандемия коронавируса унесла сотни жизней не только больных, заболевших COVID-19, но одновременно поставила под угрозу жизнь тысячи больных с социально значимыми заболеваниями, в том числе со злокачественными опухолями.

«В связи с этим просим перестроить систему организации лечения онкобольных, не прерывать лечение и наблюдение этих пациентов в период карантина. Предусмотреть плановую госпитализацию, обеспечив все меры защиты инфицирования COVID-19. Также необходимо обеспечить неснижаемый запас препаратов на период от шести до девяти месяцев и производить выдачу лекарственных препаратов пациентам на три месяца вперед», – предложила она. 

По информации депутата, в стране на диспансерном учете по онкологическим заболеваниям состоят 187 тыс. человек.

«В связи с введением ЧС пациентам, входящим в группу риска, было рекомендовано не посещать медицинские учреждения, а лекарства должны были доставлять им на дом. В этот период в больницах были отменены плановые обследования, очередные курсы терапии. Пациенты, которые сражаются с раком, – одна из самых уязвимых групп. Их лечение зачастую тяжелое и длительное, и прерывание этого лечения сводит на нет все, что было сделано до этого», – пояснила она.

По словам Еспаевой, в социальных сетях много историй онкобольных, которые в период пандемии, когда вся медицина была брошена на противодействие коронавирусу, продолжали свою борьбу с онкологией. 

«Истории этих людей о том, что они не получали всю необходимую помощь, поликлиники, которые еженедельно должны были брать анализы, обеспечивать лекарственными препаратами, были закрыты. На фоне всего этого у онкобольных возникли перебои с медицинскими препаратами, заявки по которым произведены заблаговременно в 2019 году, до начала пандемии, и ссылки руководства «СК-Фармации» на задержку поставок по причине прекращения авиасообщений из-за пандемии являются не более чем отмазками своей бездеятельности и безответственности», – считает она.

Депутат добавила, что на ситуацию с бесперебойным обеспечением препаратами повлияли не карантин, а устоявшаяся годами позиция министерства здравоохранения, как стороннего наблюдателя, а также постоянные коррупционные скандалы в «СК-Фармации». 

Дана Карина

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Мажилисмены опасаются роста госдолга

Расходы на обслуживание госдолга и погашение правительственного возрастут с 12,9% в 2019 году до 23% в 2022 -2023 годах, сообщает inbusiness.kz.       

21 Октябрь 2020 13:02 406

По словам мажилисмена Дании Еспаевой, рост госдолга прогнозируется к 2021 году до 30,3%, 2022 году – до 30,5% к ВВП. 

«Ожидается, что в 2025 году долг правительства увеличится относительно 2019 года в два раза и составит 25,6 трлн тенге. При этом уже в текущем году госдолг составит 29,2% к ВВП, соответственно, и растет нагрузка на республиканский бюджет. Так, расходы на обслуживание госдолга и погашение правительственного возрастут с 12,9% в 2019 году до 23% в 2022 -2023 годах. Как мы видим, опять нарушены все лимиты. Какие меры вы собираетесь предпринять для изменения данной ситуации?» – спросила она.

При этом министр национальной экономики Руслан Даленов ответил, что работа проводится по трем направлениям для контроля расходов на обслуживание госдолга. 

«Первое – сокращение бюджетного дефицита с 2021 года до 3,4% к ВВП, в 2023 году – уже 2,1%. Кроме того, планируется приоритет финансирования дефицита придавать тенговому финансированию, что позволит снизить валютный риск, связанный с ростом обслуживания госдолга.  Второе – разработка ключевых бюджетных показателей, которые позволят оценивать устойчивость госфинансов, в том числе долговую. В-третьих, это ограничение бюджетных расходов. Предполагается внедрить оценку качества заявляемых расходов на этапе планирования, поправки в законодательство уже подготовлены.  Указанные меры позволят сдержать рост  расходов на обслуживание долга и погашение долга», – сказал он.

Ответит коллеги дополнил министр финансов Ерулан Жамаубаев.

«Хочу заверить, что госдолг находится на достаточно безопасном уровне. Мы это ежедневно мониторим. Понятно, что сейчас ситуация ухудшилась и дефицит немного увеличился. Далее в 2022-2023 годах в проекте республиканского бюджета у нас сокращается до 2,1% в 2023 году. Мы еще сопоставляем наш долг с другими странами, аналогичными по рейтингу. К примеру, в Турции показатель госдолга к ВВП составляет 40%, в Мексике – 55%, Индонезии – 37%», – пояснил он. 

Но спикер мажилиса Нурлан Нигматулин возмутился такими ответами чиновников. 

«Вы еще африканские страны возьмите. Вы по сути отвечайте, как будем формировать защиту государственного долга и что с ним будет в соответствии с проектом трехлетнего бюджета? В общем у министра финансов нет ответа», - резюмировал он.

Дана Карина

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Чиновников попросили отчитаться о деньгах на цифровизацию образования

Мажилисмены попросили провести проверку использования средств, выделенных на цифровизацию образования и дистанционное обучение, сообщает inbusiness.kz.  

09 Сентябрь 2020 14:01 1335

По словам мажилисмена Дании Еспаевой, недоработки в сфере информатизации образования особенно болезненно проявились в период ЧП в связи с коронавирусом, когда при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране. 

«Тогда вдруг выяснилось, что все наши предыдущие сигналы об отсутствии Интернета в тысячах сел и аулов, о недостатках технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья – правда, а бодрые ответы чиновников – ложь», – заявила она.

На встречах с избирателями в различных частях страны депутатам неоднократно приходилось слушать жалобы родителей на занятия многодетных семей по одному смартфону, отметила Еспаева.

«Но там хотя бы есть беспроводной Интернет. А во многих населенных пунктах устойчивого Интернета просто нет. Так, в августе об отсутствии устойчивого Интернета заявляли родители и школьники города Каскелена, расположенного всего в 24 км от Алматы. Что уж говорить о более отдаленных районах. Как известно, наши опасения подтвердились в первые же дни школьных занятий – этими сообщениями переполнены все соцсети и официальные каналы», – подчеркнула она.

Депутат недоумевает: куда ушли выделенные государством средства, за что платят и бюджет, и все налогоплательщики? 

«Это далеко не риторические, а вполне конкретные вопросы. Начиная с 2016 года в систему образования были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд тенге. Из них: 12 млрд тенге – на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ; 16,5 млрд тенге – на обеспечение скоростным Интернетом 7160 школ; 4,4 млрд тенге – на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам», – привела она цифры.

При этом в 2017 году по инициативе министерства образования и науки страна  привлекла заем Всемирного банка на сумму 67 млн долл. США на финансирование проекта «Модернизация среднего образования», напомнила Еспаева. 

«Планировалось, что все сельские школы будут оснащены компьютерами и оргтехникой, а главное – для всех школ с низкой скоростью Интернета планировалась поставка оборудования для обеспечения устойчивой беспроводной связи. Однако несмотря на высочайшую актуальность вопроса, по имеющейся информации, ни по одному из направлений проекта до сих пор не объявлен конкурс, а на приобретение компьютеров и оборудования для обеспечения Интернетом сельских школ все еще не разработаны даже технические задания», – возмутилась она.

Между тем уже третий год Казахстан оплачивает из бюджета комиссию за резервирование займа около 160 тысяч долларов США за то, что МОН не обеспечивает школы информатизацией и беспроводным Интернетом, добавила депутат.

«Но и это не все: в июле МОН обратился к правительству за новым финансированием на 74,2 млрд тг для оснащения школ оборудованием для цифровизации учебного процесса, доступности школьных занятий онлайн через беспроводной Интернет. С чем связано неисполнение международного займа на 67 млн долл. США, кто из ответственных лиц МОН был его инициатором, из чьих средств оплачивается неустойка по неиспользованным средствам, кто и какую ответственность понес за срыв проекта по модернизации школ? Как были освоены средства, выделявшиеся местным управлениям образования на информатизацию школ с 2016 г. (27,2 млрд тг), проводилась ли проверка эффективности их использования? Как МОН оценивает достигнутые результаты, и если положительно, то кто   должен ответить за провалы в дистанционном обучении?»  – спросила она.

Мажилисмен также попросила привлечь к ответственности должностных лиц МОН, уклоняющихся от предоставления депутатам запрошенной информации.

«Прошу поручить комитету финансового контроля министерства финансов провести проверку использования средств, выделенных на цифровизацию образования и дистанционное обучение, включая причины неиспользования средств внешнего займа Всемирного банка. А также просим назначить проверку эффективности использования бюджетных средств и средств, привлеченных от имени государства, по аналогичным основаниям», – резюмировала она.

Дана Карина

Подпишитесь на наш канал Telegram!