В Казахстане предложили разработать план модернизации электроэнергетики, включающий ввод новых мощностей

2150

АО "Самрук-Энерго" и АО "Кегок" предложили передать в ведение министерства энергетики, как единому отраслевому регулятору. 

В Казахстане предложили разработать план модернизации электроэнергетики, включающий ввод новых мощностей

Сенатор Даурен Адильбеков назвал основные проблемы в электроэнергетике, передает inbusiness.kz.     

"Первое. В настоящее время функции управления в сфере электроэнергетики осуществляются тремя государственными органами – Министерством энергетики, Министерством индустрии и инфраструктурного развития, Министерством национальной экономики и ФНБ "Самрук-Казына" (посредством АО "Самрук-Энерго", АО "Кегок"). Таким образом, нет единого отраслевого органа и отсутствует единая национальная тарифная политика", - сказал он.

Второе, по словам депутата, в сфере энергетики созданы вертикально-интегрированные структуры, аффилированные между энергопроизводящими, энергопередающими и энергоснабжающими организациями, что означает доминирование олигополии в этой сфере. На сегодня по данным Министерства энергетики существуют 5 компаний, которые генерируют 65% электроэнергии от общего объема. Это: Самрук-Энерго (31%), Евразийская группа (17%), Kazakhmys Energy (6%), ЦАЭК - (5,4%), ККС (6%).

"Третье. В настоящее время 97% электроэнергии реализуются по прямым договорам, которые характеризуются непрозрачностью процесса торговли, ценообразования и отсутствием свободного доступа потребителей. Это является одной из причин ненаправления средств энергопредприятиями на модернизацию и ремонт оборудования. Аффилированность двух сторон влечет манипуляцию в ценообразовании и получение неучтенных доходов. Говорить о конкурентной среде в этой сфере не приходится", - подчеркнул депутат.

Четвертое, по его словам, высокий уровень износа и значительные потери. Средний уровень износа оборудования в энергопроизводящих организациях составляет 53%, в сетях региональных энергопередающих компаний – 66%.Потери при передаче электроэнергии по данным энергопередающих компаний составляют 18% и расходы по ним включаются в состав тарифа, что исключает заинтересованность компаний в снижении потерь в сетях.

"Пятое. С 2015 года практически отсутствует достаточный контроль со стороны уполномоченных госорганов, включая контроль за исполнением инвестиционных обязательств и проведением закупок. Он ограничивается камеральным контролем исполнения тарифной сметы субъектов данной сферы", - подчеркнул Адильбеков.

С учетом изложенного, он предлагает ряд изменений в электроэнергетике.

"Необходимо произвести структурные преобразования в системе управления отраслью, с усилением роли министерства энергетики. АО "Самрук-Энерго" и АО "Кегок" передать в ведение Министерства энергетики, как единому отраслевому регулятору. При этом пересмотреть функции АО "Кегок", исключив несвойственные, определив его как организацию, выполняющую функции по передаче электроэнергии, в том числе на межгосударственном уровне", - предложил он.

Кроме того, сенатор предлагает, что национальный диспетчерский центр, осуществляющий функции диспетчерско-технологического регулирования режимами работы энергосистемы, электростанций и сетей на всех уровнях, должен работать под управлением министерства энергетики. А также предлагается рассмотреть вопрос перехода к системе Единого закупщика на базе АО КОРЭМ (объединив с ТОО "Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии"), который будет приобретать электроэнергию у энергопроизводящих организаций по единым предельным ценам и реализовывать ее потребителям по единым ценам по всем регионам. Это создаст условия для обеспечения равного доступа для всех потребителей, исключения спекуляции на оптовом рынке.

"Нужна единая национальная тарифная политика, которая должна проходить публичное обсуждение. Функции тарифообразования необходимо осуществлять одним государственным органом. Повышение тарифа должно включать встречные обязательства энергопредприятий. Увеличение тарифа должно обязывать эти компании совершенствовать производство, в том числе обновление, модернизацию, а также снижение потерь", - пояснил депутат.

Предлагается усилить контрольно-надзорные функции государства, в том числе совершенствование контроля обязательств инвестиционных соглашений, включая контроль выполнения субъектами своих инвестиционных обязательств по модернизации и обновлению оборудования, а также процесса закупок товаров, работ и услуг. При реализации поручения главы государства, касающегося разработки "предложения по возврату в страну незаконно вывезенных за рубеж финансовых средств и приобретенных там активов", рассмотреть возможность применения его и в отношении энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих компаний.

"Надо рассматривать развитие атомной энергетики, являющейся стабильным источником базовой генерации. Учитывая экономические реалии, техническое состояние энергопредприятий, недостаток генерируемых мощностей, следует ускорить решение вопроса выбора технологии, месторасположения и начала строительства атомной электростанции. Для нивелирования отрицательного отношения и опасений общества к строительству АЭС, необходимо вести активную разъяснительную работу с населением", - продолжил он.

Учитывая отсутствие реальных механизмов внедрения энергоэффективности и энергосбережения, а также актуальность этого вопроса для энергопроизводящих и энергопередающих компаний, по мнению сенатора, следует рассмотреть целесообразность передачи функции по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития Министерству энергетики, как единому отраслевому государственному органу.

"Необходимо законодательно закрепить обязательность установки АСКУЭ для всех субъектов сферы электроэнергетики. Это способствует получению достоверных данных по учету объема и потерь электроэнергии.  Нужен План модернизации, включающий ввод новых мощностей, модернизацию энергопроизводящих компаний, ТЭЦ и сетей региональных энергопередающих компаний. Для этого необходимо ускорить проведение технического аудита основных фондов по всем субъектам электроэнергетики во всех регионах. Это даст возможность оценить реальную ситуацию, а также необходимые финансовые средства, от этого зависят остальные шаги", - сказал он.

При этом в Национальном проекте "Развитие предпринимательства" предусмотрено поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения. Выравнивание цены для всех покупателей электроэнергии, приведет к значительному росту цен для населения, что может повлечь за собой социальное недовольство.

"В этой связи, учитывая риски, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Национальный проект в части исключения отмены дифференциации тарифов для населения и юридических лиц. Учитывая, что отрасль электроэнергетики составляет основу национальной и экономической безопасности Казахстана, считаем необходимым разработать отдельный Национальный проект развития отрасли электроэнергетики, включающий решения всех проблемных вопросов и основные направления развития данной сферы", - резюмировал Адильбеков.

Дана Карина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться