По словам члена Высшей аудиторской палаты Ардака Тенгебаева, при проведении аудита установлено наличие существенных проблем касающихся налоговых льгот, передает inbusiness.kz.
"В частности, в законодательстве отсутствуют четкие критерии их определения, поэтому определить точный перечень налоговых льгот невозможно. Учитывая отсутствие конкретности в вопросе идентификации налоговых льгот, возникших при их применении практически неизвестно каковы объемы расходов бюджета. Даже между двумя госорганами миннацэкономики и комитет госдоходов существует разница в сумме убытков понесенных в результате налоговых льгот", - сказал он.
Так, по его словам, МНЭ включило в концепцию управления госфинансами объем убытков возникших в 2018-2019 годах в объеме 13 трлн тенге. А по данным КГД, на аудит составил 17,5 трлн тенге. Получается 4,5 трлн тенге разница.
"Кроме того, высшей аудиторской палатой дана оценка положениям налогового законодательства и составлен перечень налоговых льгот. В результате выяснилось, что 64 льготы не оцениваются ни МНЭ, ни КГД. Поэтому, по нашим подсчетам, бюджетные расходы от налоговых льгот за этот период превысили 21 трлн тенге. По итогам аудита правительству рекомендовано провести инвентаризацию действующих налоговых льгот, а затем внедрить паспортизации каждой налоговой льготы", - подчеркнул Тенгебаев.
Отсутствие системного подхода к ведению законодательства налоговых послаблений, продолжил он.
"В итоге множество льгот вводится на неопределенный срок, а также без выставления каки либо целевых индикаторов. Соответственно, не ведется мониторинг за эффективностью налоговых льгот и преференций "кто, на какую сумму и что это дало". В результате в законодательстве на протяжении нескольких лет содержаться налоговые льготы, которые вообще не применялись ни разу", - заявил член палаты.
Более того, по его словам, формы налоговой отчетности в отдельных случаях даже не содержат нужных строк.
"То есть объем некоторых льгот вообще нельзя подсчитать и тем более оценить результаты их применения. В целом такая бессистемность привела к тому, что в стране нет объективных данных о субъектах, использующих налоговые льготы и какой эффект сложился от их применения в экономике, в отрасли в государства. И вообще сложился ли?" - спросил он.
Поверхностная политика предоставления налоговых льгот негативно отразилась и на их администрировании, считает представитель палаты.
"Так, ежегодно проверками охватывается не более 3% всех получателей льгот. Правомерность применения налоговых льгот рассматривается не прицельно, а в составе комплексных или тематических проверок. В процедуре камерального контроля лишь в 4% случаях имеет фокус на применение налоговых льгот. Не удивительно, что в ходе аудита выявлен массив нарушений со стороны налогоплательщиков неправомерно отразивших в отчетности применение льгот. Данные нарушения не попали в поле зрения налоговых органов, так как их работа в целом не ориентирована на правомерность применения налоговых льгот и преференций", - отметил он.
По результатам проведенного аудита высшей аудиторской палатой даны соответствующие поручения и рекомендации, исполнение которых позволит наладить в стране соответствующий учет налоговых льгот и отслеживать эффективность их применения.
"По нашей информации сегодня МНЭ при разработке нового налогового кодекса все наши рекомендации учтены и мы надеемся что по налоговым льготам, наконец-то, будет налажен определенный порядок. В понимании, сколько налоговых льгот предоставлено, кому и какой эффект они дали и т.д.", - резюмировал Тенгебаев.
Ранее сообщалось, что налоговые льготы сэкономили "Казмортрансфлоту" 1 млрд тенге.