Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в четверг подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения", сообщил Интерфакс-Казахстан со ссылкой на пресс-службу казахстанского лидера.
Основной целью проекта является выработка концептуальных подходов по разделению регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком, ограничению рисков потребительского кредитования.
Законом функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в новый государственный орган, непосредственно подотчетный президенту Казахстана - агентство по регулированию и развитию финансовых рынков. Местом дислокации нового агентства будет Алматы.
Данная мера необходима для того, чтобы Нацбанк мог "сконцентрироваться на эффективности денежно-кредитной политики и реализации мер по контролю за инфляцией".
"Деятельность Национального банка и агентства будет тщательным образом скоординирована, в том числе, путем взаимного представительства в органах управления. Агентство будет финансироваться за счет республиканского бюджета. Система оплаты труда будет утверждаться правительством Республики Казахстан, а статус служащих будет аналогичен статусу служащих Национального банка", - сообщал ранее заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков.
В целях обеспечения финансовой стабильности Национальный банк и агентство будут осуществлять взаимодействие в рамках деятельности Совета по финансовойстабильности.
"Функции по регулированию и надзору за финансовыми рынками в целом будут закреплены за агентством. За Национальным банком сохранятся функции регулирования и надзора в отношении платежных организаций, небанковских обменных пунктов, инкассаторских компаний", - отмечал зампред.
Второе направление - устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования.
По данным Нацбанка, на сегодня потребительские займы имеют порядка 5 млн человек. Их общая задолженность превышает 4 трлн тенге. Задолженность каждого заемщика в среднем составляет 800 тыс. тенге. Наиболее активный прирост портфеля потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе - это онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды. В то же время увеличивается закредитованность граждан, нарушаются интересы заемщиков со стороны нерегулируемых субъектов, безответственно кредитуются социально-уязвимые слои населения.
"Для решения указанных проблем предлагается расширить периметр регулирования надзорного органа, включив в него всех субъектов кредитования. Предлагаемые подходы предусматривают введение дифференцированной системы регулирования небанковских кредитных организаций", - отмечал Смоляков.
Любая деятельность по предоставлению займов гражданам Казахстана будет полностью под регулированием нового надзорного органа. Кредитная деятельностькредитных товариществ, ломбардов, микрофинансовых организаций (в том числе онлайн-кредиторов), будет определена как микрофинансовая деятельность на базе действующего закона "О микрофинасовых организациях".
Ранее в Казахстане функционировало агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В апреле 2011 года оно было упразднено, функции и полномочия госагентства были переданы Нацбанку.
Кроме того, законом предполагается перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 год. На данном этапе декларированию будут подлежать лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги.
На втором этапе предусматривается первоначальное декларирование работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов. На третьем этапе предусматривается декларирование руководителей учреждений и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов с 1 января 2024 года. Полный переход на всеобщее декларирование всех категорий населения планируется осуществить с 1 января 2025 года.
Поправками также предусматривается списание пеней физическим лицам по налоговым обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2019 года при условии погашения до конца 2019 года основного долга.
Текст закона публикуется в печати.