В Казахстане растет коррупция в сфере строительства, ремонта и содержания дорог

1501

Если в 2021 году в производстве антикоррупционной службы находилось 18 досудебных расследований, то только за первое полугодие этого года зарегистрировано 15 коррупционных преступлений.

В Казахстане растет коррупция в сфере строительства, ремонта и содержания дорог Фото: inbusiness.kz

Большинство из них связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом, передает корреспондент inbusiness.kz

Об итогах внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности комитета автомобильных дорог рассказали в департаменте по противодействию коррупции по ВКО.

"Деятельность технадзора недостаточно отрегулирована ограничениями и запретами в правовом поле. Это – отсутствие ответственности технадзора по выявленным в течение гарантийного срока нарушениям (возлагается только на подрядчика), не предусмотрен запрет на аффилированность участников строительного процесса, нет требований по наличию лабораторий для проведения испытаний качества стройматериалов (причина применения дешевых, некачественных аналогов)", - говорит первый заместитель руководителя антикоррупционной службы по ВКОТалгат Башев.

Кроме того, при среднем ремонте не предусмотрен авторский надзор, отсутствует контроль ГАСК, наличие технадзора имеет необязательный характер.

Нормативные механизмы ввода объектов в эксплуатацию не распространяются на объекты среднего ремонта.

"Указанные недостатки способствуют латентности коррупции – акты приема работ подписывают только подрядчик и заказчик. Установлены коррупционные риски при освоении средств правительственных займов", - добавил он.

 При этом алгоритм действий, говорит Талгат Башев, таков. В ходе тендера определяется иностранный подрядчик, предоставивший аномально высокую скидку на цену работ. Подрядчику после заключения договора перечисляется аванс по банковской гарантии, выданной неблагонадёжным банком. И в последующем размер аванса увеличивается, при отсутствии нормативных условий. Подрядчик не выполняет условия договора и с ним расторгается договор. Далее, подрядчик выезжает на родину, а комитет автодорог инициирует арбитражное разбирательство.

В ходе внешнего анализа выявлены две такие иностранные компании, которыми причинен ущерб государству в размере 20,8 млрд тенге.

Также в ходе анализа выявлено отсутствие мер по внедрению новых материалов и технологий строительства автодорог. Так, 36 нормативно-технических документов приняты ещё во времена Союза, 46 иных документов приняты в 1998-2005 годах.

Отмечается, что устаревшая нормативно-техническая документация не привязана к появившимся за это время новым технологиям, в результате сметная стоимость завышается и не отражает реальных затрат строительства.

К слову, с 15 августа агентством совместно с республиканским общественным объединением "Әділдік жолы" начат общественный мониторинг в рамках республиканской акции "Әділдікті талап ет!".

На первом этапе акции акцент сделан именно на проблемах автодорожной отрасли с выявлением коррупционных рисков при строительстве, ремонте и содержании дорог.

Жанар Асылханова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться