В Казахстане снова предложили снизить пенсионный возраст для работников опасных производств

1740

Снизить пенсионный возраст работникам вредных и опасных производств с учетом подземного и горячего стажа или фиксировано до 55 лет. 

В Казахстане снова предложили снизить пенсионный возраст для работников опасных производств

По словам мажилисмена Ерлана Смайлова, правительство в лице министерства труда и социальной защиты населения, должно занять активную позицию в защите прав трудящихся и провести полную ревизию трудового законодательства, с корректировкой норм, не отвечающих интересам работающих казахстанцев, передает inbusiness.kz.                                  

"Не секрет, что в стране сложилась порочная практика приоритета интересов работодателей, особенно крупных корпораций над интересами трудящихся. Капитал победил Труд. Прибыль корпораций и олигархов стала важнее здоровья, жизни и интересов сотен тысяч шахтеров, металлургов, обогатителей, строителей и т.д. Это положение дел абсолютно не отвечает принципам Социального государства, заложенного в Конституции страны", - сказал он.

Так, например, по словам депутата, согласно пункту 2 статьи 190 Трудового кодекса Республики Казахстан при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, оформляется акт в соответствии с материалами расследования и с учетом мнения большинства членов комиссии, создаваемый в этом случае. Если при этом, комиссией установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и определяет степень вины работника и работодателя в процентах.

"Таким образом, конкретный размер степени вины работника и работодателя определяется членами комиссии, исходя из материалов расследования. Статьей 188 ТК РК определяется состав комиссии по расследованию несчастного случая, где два представителя работодателя и один представитель работников, что заведомо дает возможность возложить вину на работника. Это комиссия определяет степень вины в процентах", - пояснил он.

Мажилисмен считает, что объективно определить распределение вины имеет право только суд, так как применение смешенной ответственности с указанием ее в акте напрямую влияет на размер возмещения вреда здоровью. Тем более законодательно отсутствуют четкие стандарты и критерии определения комиссией пропорций ответственности.

"На предприятиях, где работает профсоюз в основном вина работника составляет не больше 10%, так как его представители не дают возложить вину на работника. Во многих организациях нет профсоюзов или их положение крайне слабое и в составе комиссии представитель работников назначается работодателем. Что противоречит объективному расследованию. Таким образом, соразмерно определенной в акте о несчастном случае степенью вины работника (в процентах) может быть уменьшен размер подлежащего возмещению работнику утраченного заработка (дохода)", - отметил Смайлов.

Также, по его мнению, требуют своего решения проблемные вопросы по применению законодательства в сфере обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. Это в том числе годами не решаемые проблемы тысяч шахтеров-регрессников.

"Так, прекращается выплата возмещения ущерба причиненного вреда здоровью работника, после достижения им пенсионного возраста. При этом очевидно, что увечье не проходит, а проблемы со здоровьем с возрастом только усугубляются. Увеличение сумм возмещения ущерба работникам, получившим увечья, производится не справедливо – исходя из среднего значения прогнозного роста инфляции, а должно производится исходя из среднего значения заработной платы соответствующей категории работников. Ограничен размер возмещения дополнительных расходов работника, связанных с утратой здоровья", - уточнил он.

Отдельный исторически проблемный вопрос – это снижение пенсионного возраста для работников вредных и опасных производств, прежде всего шахтеров и металлургов.

"В целях защиты прав и интересов десятков тысяч шахтеров-угольщиков и других работников вредных и опасных производств, предлагает правительству: создать правительственную комиссию для проведения полной ревизии трудового законодательства, на предмет соответствия интересам и защите трудовых прав, работающих казахстанцев. В работе комиссии должны принять участие представители профсоюзов, эксперты по трудовому праву и в сфере здравоохранения, депутаты, представители государственных органов и политических партий. Результатом совместной работы должны стать изменения законодательства", - сказал он.

Кроме того, правительству в лице профильного министерства труда и социальной защиты населения, предлагается инициировать изменения в законодательство по вопросам страхования работника от несчастных случаев. Изменить порядок рассмотрения и определения вины работника и работодателя. Исключить норму, ограничивающую возмещение вреда лишь до достижения пенсионного возраста пострадавшим на производстве работником. А также других норм, носящих дискриминационный характер по отношению к работникам, потерявшим здоровье на производстве. Снизить пенсионный возраст работникам вредных и опасных производств с учетом подземного и горячего стажа или фиксировано до 55 лет. С одновременным изменением модели их пенсионного обеспечения, c введением сочетания солидарного и накопительного компонента. Решить вопрос с открытием специализированных реабилитационных медицинских учреждений для работников занятых во вредных и опасных производствах с полным финансированием работодателями затрат на реабилитацию и медицинское обслуживание.

Дана Карина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться