Совещание прошло под председательством заместителя председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлии Якупбаевой и вице-министра финансов РК Руслана Енсебаева, с участием бизнес-сообщества и представителей госорганов. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
"В настоящее время соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе ратифицировали три государства – члена ЕАЭС. В Казахстане процесс ратификации находится на завершающей стадии. Проводятся пилотные проекты, а также поступают предложения по проведению новых пилотных проектов, в том числе от казахстанского бизнеса", – отметила Юлия Якупбаева.
Представитель Центра развития перспективных технологий Российской Федерации Дмитрий Скорчелетти сообщил, что:
"В Российской Федерации работа по внедрению маркировки товаров с использованием криптографической защиты идёт очень активно. На текущий момент запущены пилотные проекты по маркировке обувной продукции, табачных изделий и лекарственных средств. Также идёт подготовка по внедрению пилотов по молочной и парфюмерной продукции, шин, минеральной и бутилированной воды, а также пива. Наряду с этим товарные группы, такие как моторные масла, детское питание, кабельная продукция, трубы, микроэлектроника, чай, бакалея, икра и другое, рассматриваются для включения в пилотные проекты".
Представитель компании "Такеда", участвующей в пилотном проекте по маркировке лекарственных препаратов в РФ, отметила, что:
"При использовании криптографии в ходе пилотов увеличивалось количество бракованной продукции. Для уменьшения количества брака до 0%, компании пришлось уменьшить производительность труда в несколько (!!!) раз".
Юлия Якупбаева акцентировала внимание на том, что внедрение системы маркировки товаров, отличающейся от международных стандартов, может стать существенным барьером для экспорта и импорта. При этом для Казахстана на сегодня ввиду высокой импортозависимости по лекарствам это может "больно" ударить по пациентам. Нет гарантий, что крупные компании, поставляющие в РК оригинальные препараты, захотят перемаркировывать свою продукцию.
Руслан Енсебаев сообщил, что решение о целесообразности использования криптографии при маркировке будет принято только после проведения пилотных проектов. Также отметил, что в национальном законодательстве закладываются нормы, согласно которым обязательная маркировка будет внедряться исключительно по результатам пилотных проектов.
В рамках совещания была также обсуждена инициатива казахстанской стороны по внедрению пилотного проекта по маркировке обувной продукции.
"В секторе лёгкой промышлености очень высокая доля контрафактной и контрабандой продукции. Добросовестный бизнес готов участвовать в пилоте по маркировке, но уполномоченным органам необходимо усилить контроль во избежание ситуации, в которой добросовестный бизнес просто получит дополнительную нагрузку, а нелегальный рынок будет продолжать работать", – отметила Любовь Худова – президент Ассоциации предприятий лёгкой промышленности РК.
Кроме этого, обсуждались вопросы о проводимой работе по оснащению розничной сети кассовыми аппаратами с онлайн передачей данных и о планах по их оснащению аппаратами на следующий год.
"Любая система маркировки и прослеживаемости будет максимально эффективна только в том случае, когда максимально привлекается розничное звено и потребители. Необходимо оцифровать розничную торговлю, а также предусмотреть стимулы для потребителей, чтобы они были заинтересованы в считывании кодов маркировки для проверки", – отметил представитель Форума предпринимателей Казахстана Рустем Сыздыков.
Учитывая, что внедрение системы маркировки является дорогостоящим мероприятием, представителей бизнеса волновал вопрос по финансовой модели.
"Важным является финансовая составляющая проекта маркировки, так как основная нагрузка ложится на отечественный бизнес, а выгоду от внедрения маркировки получают в большей степени уполномоченные органы за счёт механизма контроля, поэтому необходимо предусмотреть меры поддержки бизнеса", – акцентировала зампред "Атамекен".
"Проводится работа по разработке целевых программ поддержки предпринимателей по товарным группам, по результатам которых будет принято решение о внедрении маркировки", – отметил Руслан Енсебаев.
По итогам обсуждения вопросов внедрения системы маркировки товаров Юлия Якупбаева отметила, что на текущий момент внедрение маркировки обсуждается в основном с производителями и с уполномоченными государственными органами. Однако для повышения эффективности обсуждения необходим комплексный подход с привлечением всех участников бизнес-процесса, в том числе предприятий розничной торговли, логистов, дистрибьютеров и импортёров.
Для этих целей на площадке НПП "Атамекен" создан проектный офис, куда приглашаются для участия все заинтересованные компании.