Министерство просвещения Республики Казахстан утвердило новый стандарт, регламентирующий оказание специальной психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями. Документ направлен на систематизацию и повышение качества образовательной и коррекционной помощи детям, нуждающимся в особых условиях развития, передает inbusiness.kz со ссылкой online.zakon.kz.
Согласно приказу министра просвещения РК от 21 мая 2025 года № 117, новый стандарт вступает в силу с 6 июня 2025 года и станет основой для построения индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями на всех этапах его обучения и социализации.
Специальная психолого-педагогическая поддержка включает в себя целый спектр услуг, направленных на развитие и адаптацию ребенка. В документе предусмотрены следующие формы помощи:
- командная оценка состояния ребенка, проводимая междисциплинарной группой специалистов;
- разработка индивидуально-развивающей программы, с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка;
- проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение или компенсацию нарушений развития;
- консультирование родителей или иных законных представителей, а также педагогов, работающих с ребенком.
Психолого-педагогическая помощь оказывается детям с различными формами нарушений, в том числе:
- с нарушениями слуха и зрения;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с нарушениями речи;
- со специфическими трудностями в обучении;
- с задержкой психического развития;
- с нарушениями интеллекта;
- с трудностями общения и социального взаимодействия (включая аутизм и расстройства аутистического спектра);
- с нарушениями поведения;
- с комплексными (множественными) нарушениями развития.
При этом обязательным условием для начала оказания поддержки является заключение психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и согласие родителей или иных законных представителей ребенка.
Оказание помощи будет осуществляться командой квалифицированных специалистов, среди которых:
- учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед;
- олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог;
- педагог-психолог;
- учителя музыки и физической культуры.
Подход, основанный на междисциплинарном взаимодействии, позволит выстроить более точную и эффективную траекторию коррекционной работы и развития каждого ребенка.
Введение стандарта является важным шагом на пути построения инклюзивного образовательного пространства, где каждому ребенку обеспечиваются равные условия для получения образования и раскрытия потенциала. Новый документ создает четкую правовую и методическую базу для педагогов и специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
Министерство просвещения РК подчеркивает, что реализация стандарта требует высокой квалификации специалистов, а также активного взаимодействия всех участников образовательного процесса - родителей, педагогов и специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.
Читайте по теме:
Родители детей с особыми потребностями не знали, что им положена соцпомощь от государства