В рамках реализации "Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы-жол" на 2020 – 2025 годы", утвержденной Постановлением Правительства РК от 31.12.2019 г. №1055 Национальным Оператором АО "НК "ҚазАвтоЖол" был проведен детальный анализ по итогам которого было принято решение о вводе в эксплуатацию 7 новых участков платных автомобильных дорог: Нур-Султан – Павлодар, Шымкент – гр.Узбекистана (на Ташкент), Щучинск – Кокшетау, Капшагай – Талдыкорган; Шымкент – Тараз, Тараз – Кайнар, Шымкент – Кызылорда. Данные участки оснащены всем необходимым оборудованием системы взимания платы, сообщили в "ҚазАвтоЖол".
Также известно, что проекты Приказов о внедрении в эксплуатацию 7 новых платных участков подписаны и находятся на регистрации в Министерстве Юстиции. Платность на участках первой технической категории планируется к внедрению с 15 ноября текущего года, при этом в тестовую эксплуатацию данные участки были сданы 1 октября 2021 года.
Тестовая эксплуатация включает в себя комплексную проверку инфраструктуры системы взимания платы перед вводом в промышленную эксплуатацию с целью контрольной проверки работы алгоритмов, отладки программ и технологического процесса обработки данных в реальных условиях.
Следуя планам реализации программы, Обществом, совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан принято решение о внедрении "открытой" системы взимания платы.
Данная система подразумевает полное отсутствие шлагбаумов на платных участках. Проезд автомобилей будет фиксироваться на контрольных арках при помощи специальных камер и оборудования. Главным преимуществом "открытой" системы является соблюдение автомобилями скоростного режима в виду отсутствия заторов/очередей на дорогах (в сравнении с шлагбаумной системой).
Для того, чтобы оплачивать за проезд по таким дорогам, предусмотрено более 20 вариантов пополнения счета на государственный номер автотранспорта: QAJ mobile (мобильное приложение), Kaspi.kz, Kiwi-кошелек, Forte Bank и т.д., а также предусматривается клейка специальных меток (RFID метки), сигнал с которых будет считываться на контрольных арках и с которых будет списан баланс в счет оплаты за проезд.
Отмечается, что ставки за проезд по платным участкам I категории с 2013 года не претерпели изменений (с момента внедрения первого платного участка Нур-Султан - Щучинск), и останутся на прежнем уровне.
Кроме того, как сообщили в пресс-службе "ҚазАвтоЖол", в настоящее время АО "КазДорНИИ" разработана методика определения тарифа для дорог II и III категорий, которые будут значительно ниже действующих тарифов. Данный нормативный документ находится на согласовании НПП "Атамекен" и профильных ассоциаций.