Основной пик роста таких преступлений приходится на 2020 (14 тысяч) и 2021 годы ( 21 тысяч). С начала года зарегистрировано 9,5 тысяч случаев, передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт polisia.kz.
Здесь же необходимо отметить расширение банковских услуг в цифровом формате, это – возможность оформления онлайн-займов, осуществления электронных переводов. Сейчас практически у каждого гражданина в телефоне имеются мобильные приложения банков второго уровня.
Наиболее распространенные способы интернет-мошенничеств: получение предоплаты либо полной оплаты за товар или услугу по интернет-объявлениям; хищение денег со счетов пластиковых карт; вложение денег в различные проекты, игры, инвестиции, ставки и т.д.; использование фишинговых ссылок, предназначенных для завладения персональными данными граждан; Стоит отметить, почти в 2 тысячах случаях преступники представлялись сотрудниками служб безопасности банков либо правоохранительных органов и сообщали о подозрительных операциях на счетах граждан. В большинстве, граждане под их убеждением сами переводили деньги на указанные мошенниками счета либо добровольно передавали мошенникам свои персональные данные. В частности, преступники действуют по следующей схеме: они звонят на телефон и представляются сотрудниками полиции, после чего поясняют, что, якобы, в настоящее время проводится спецоперация по поимке мошенников, пытавшихся оформить на Ваше имя кредит. В другой интерпретации лжеполицейский сообщает, что сейчас, якобы, проводится совместная отработка с Национальным банком РК, и просят оставаться на линии для переключения связи с сотрудником Национального банка. Далее голос на том конце телефона поясняет, что по Вашей карте идут попытки несанкционированного перевода и для сбережения Ваших средств необходимо внести определенную сумму на Ваш банковский счет либо на счет третьих лиц, – сообщили в полиции мегаполиса. В ведомстве отметили, что сотрудники полиции никогда не проводят спецоперации и какие-либо следственные действия по телефону. Для этих целей они приглашают явиться в подразделение полиции, назначая, при этом, дату и время визита. В МВД напоминают, запомните, сотрудники банка никогда не спрашивают данные о Вашей карте, а также не требуют передачи кодов доступа, приходящих на мобильный телефон. В таких случаях Вам необходимо прекратить телефонный разговор и самому перезвонить на доверенный номер, который указан на банковской карте, либо на сайте банка. Никому и не при каких обстоятельствах не передавайте данные о своей банковской карте, а также данные о своей личности, – резюмировали стражи порядка.
В целях повышения эффективности работы Министерством на постоянной основе принимаются организационно-практические меры по противодействию мошенничествам. С 2021 года реализуется ведомственная Программа по противодействию киберпреступности на 2021-2022 годы. План по реализации Программы содержит мероприятия организационно-практического и профилактического характера, в том числе взаимодействие с государственными органами, банковскими учреждениями, операторами связи, торговыми интернет-площадками и т.д. В территориальных подразделениях созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных дел о мошенничествах, совершаемых с использованием информационных технологий.