Страховые компании Казахстана получили письмо от Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, обязывающее их в своей работе придерживаться следующих условий:
- Осуществлять заключение договора страхования ОГПО ВТС только при наличии документов, указанных в пункте 3 статьи 65 закона РК "О дорожном движении", и на основании результатов сверки с данными по ранее заключённым договорам из ЕСБД (Единая страховая база данных).
- Исключить страхование среди 12 тыс. транспортных средств, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, где страхователями и застрахованными выступают граждане Казахстана, согласно списку идентификационных номеров транспортных средств, представленному Министерством внутренних дел РК (письмо 05-8-90/1-14618 от 24.08.2022 г.).
- Исключить страхование 88 тыс. транспортных средств, согласно списку идентификационных номеров транспортных средств, которые не состоят на учёте в Российской Федерации и не зарегистрированы в РК, представленному Министерством внутренних дел РК".
Одним словом страховщикам запретили заключать договоры с казахстанцами, владеющими автомобилями из стран, не входящих в ЕАЭС, до постановки таких машин на учёт в РК. Кроме того, с владельцами авто с российскими номерами, "висящими в воздухе", то есть снятыми с регистрации в РФ и не зарегистрированными у нас в республике.
Насколько законно запрещать автострахование?
Законность запрета страховаться в агентстве обосновали статьёй 347 Кодекса РК "О таможенном регулировании", допускающей временный ввоз автомобилей в Казахстан иностранцами из государств, не входящих в ЕАЭС, на срок не более одного года и при этом запрещающей передавать такие машины в управление и владение гражданам Союза без "обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов".
Тут напомним, что ввозить в страну автомобили на "чужих" номерах иностранцы могли, оформив на таможенном посту временный ввоз, но передавать машины казахстанцам, в том числе продавать "по страховке", запрещалось. Разрешалось только после уплаты обеспечения, то есть суммы, эквивалентной таможенной пошлине, утильсбору и сбору за первичку, которую бы им вернули, после вывоза машины из Казахстана через один год.
В итоге передача машин, зарегистрированных не в странах ЕАЭС, казахстанцам без уплаты обеспечения считается незаконной. А в Гражданском кодексе прописано, что не подлежат страхованию противоправные имущественные интересы страхователя. И договоры страхования, объектом которых выступают противоправные имущественные интересы страхователя либо в которых отсутствует объект страхования, являются ничтожными.
Аналогичная ситуация складывается и с 88 тыс. бывших российских машин, "снятых с учёта на воздух". Так как они не зарегистрированы сегодня ни в одной стране, страховать запрещено. Наличие госномеров и техпаспорта не выход из положения, ведь в России они уже ни за кем и нигде не числятся.
Запрет при этом не касается автомобилей на действующем российском учёте и управляемых казахстанцами. На таких машинах можно свободно ездить по РК, оформляя страховку и вывозя раз в год из РК на 30 дней.
Посмотреть списки с авто, на которые больше не оформят страховку в Казахстане можно по ссылке 88 тысяч автомобилей из России, а список авто, не входящих в ЕАЭС можно посмотреть здесь.