Госагентство Казахстана по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) предлагает кардинально пересмотреть механизмы контроля за строительством автомобильных дорог, сделав его более прозрачным, отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.
"Коррупционные правонарушения при строительстве автомобильных дорог связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. Анализ показал ряд причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений: нарушение правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг; завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации; наличие "откатов" должностным лицам; экономия средств на строительные материалы", - говорится в сообщении.
Наряду с этим "установлены риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог и ответственности за нарушения", отмечается в пресс-релизе.
В ведомстве отметили, что при строительстве, реконструкции и ремонте дорог проверочные процедуры осуществляются исключительно заинтересованными лицами, что увеличивает риски для коррупции, а технический надзор осуществляется лицами, не обладающими необходимыми знаниями в данной сфере.
"Еще одним условием для коррупции при строительстве дорог является отсутствие контроля со стороны общественности при принятии решений. Так, при приеме объектов в эксплуатацию создаются специальные комиссии. В их состав входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов", - говорится в сообщении.
В этой связи ведомство предлагает кардинально пересмотреть механизмы контроля за строительством автомобильных дорог, привлекая общественные институты.
Наряду с этим агентство рекомендовано обеспечить исполнение законодательства "О доступе к информации" национальным оператором АО "КазАвтоЖол" и местными исполнительными органами в части публикации на собственных сайтах полной информации о строительстве дорог.
Кроме того, предлагается установить в качестве необходимого требования для аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору, обязательное наличие в штате аттестованных экспертов, имеющих специализацию в области строительства автомобильных дорог.
"Пересмотреть систему планирования и освоения бюджетных средств местными исполнительными органами, так как при существующих подходах проведения госзакупок, финансировании и принятии объектов в эксплуатацию, существуют риски фиктивного подписания актов выполненных работ с целью своевременного освоения бюджетных средств", - говорится в пресс-релизе.
Наряду с этим, госагентство предлагает пересмотреть существующие стандарты, нормы и правила (СНиП) строительства автомобильных дорог с внедрением новых передовых технологий.
"Министерству по инвестициям и развитию, местным исполнительным органам - провести глубокий внутренний анализ коррупционных рисков с последующим их устранением, а также усилить контроль при строительстве автомобильных дорог", - отмечается в сообщении.