За семь месяцев 2016 года оборот розничной торговли в Казахстане составил чуть выше 4 трлн тенге в стоимостном выражении. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост составил 21,3% или 710,6 млрд тенге. Однако реальные объемы товарооборота начали замедлять свой рост еще в 2015 году и по итогам января-июля 2016 года продемонстрировали спад на 0,7%, пишет "Ranking.kz".
Ключевой фактор номинального роста объемов в розничной торговле - падение курса национальной валюты, приведшее к удорожанию импортных продуктов и общий разгон инфляции (в июле она превысила 17% в годовом выражении). Помимо роста цен дополнительную нагрузку на снижение покупательной способности населения оказало ощутимое снижение реальных денежных доходов (в частности средняя реальная заработная плата в годовом выражении упала на 1,1% по итогам 2 квартала 2016).
Подобная нестабильность в торговой сфере привела к постепенному увеличению доли малых предприятий в розничной торговле, способных максимально быстро реагировать на проблемы во внешней среде. Совокупная доля крупных и средних игроков находится на самой низкой отметке с 2010 года - 23,6%, снизившись на 9,3% со своего максимума в 2014 году (32,9%).