"Сегодня мы заслушиваем отчет ҚТЖ. Это национальная компания, деятельность которой интересна не только грузоотправителям, логистическим компаниям и тем, кто взаимодействует с ними, но и всем гражданам. Деятельность ҚТЖ очень важна в социальном, экономическом и политическом плане для страны", - сказал Болат Жамишев перед началом заседания.
В ходе публичного обсуждения заместитель председателя правления "Қазақстан темір жолы" по стратегии и цифровизации Ануар Ахметжанов обратил внимание участников на то, что ҚТЖ – это не только системообразующая транспортно-логистическая компания, но и крупнейший работодатель в стране.
Он отметил, что 2021 год компания завершила с хорошими показателями.
"Тарифный грузооборот достиг 233 млрд ткм. Это наивысший показатель за годы независимости. Впервые объем контейнерных перевозок превысил 1 млн ДФЭ. Получен положительный финансовый результат в размере 120 млрд тенге. Долгосрочный рейтинг АО "НК "ҚТЖ" повышен до уровня "ВВ", - рассказал Ануар Ахметжанов.
Чистая прибыль компании в прошлом году превысила 119 млрд тенге. Важной проблемой остается большой размер внешнего долга холдинга. Долю обязательств ҚТЖ в "твердой" валюте за последние три года удалось снизить с 57% до 36%. По состоянию на 1 мая текущего года консолидированный долг нацкомпании составил 1,9 трлн тенге (по номиналу), из них 36% в "твердой" валюте.
"У нас в этом году погашение долгов почти на 300 млрд тенге. Мы из года в год последние 7-8 лет вынуждены не гасить долги, а постоянно рефинансировать. Наш долг в принципе не меняется за последнее время", - уточнил управляющий директор по финансам АО "НК "ҚТЖ" Даир Кушеров.
При этом финансовое положение нацкомпании, вопросы содержания и обновления активов железной дороги напрямую зависят от тарифов. Действующие тарифы недостаточны для поддержания инфраструктуры, своевременного обновления локомотивного парка и подвижного состава, а также модернизации информационных систем.
"Рост тарифов на услуги ҚТЖ постоянно отстает от роста цен на промышленные товары, тем самым вынуждая компанию сокращать расходы на развитие и уменьшать объем закупки необходимых товаров и услуг. Тариф ҚТЖ остается одним из самых низких в СНГ", - подчеркнул заместитель председателя правления АО "НК "ҚТЖ" по стратегии и цифровизации Ануар Ахметжанов.
По его словам, тарифная политика сформирована в условиях отсутствия на рынке грузовых перевозок частных перевозчиков.
"Нельзя забывать, что помимо доходных перевозок есть и нерентабельные, которые зачастую неинтересны частным перевозчикам, но имеют социально-экономическое значение. Национальный перевозчик без права выбора осуществляет такие виды перевозок, при этом теряя свою конкурентоспособность в рентабельных секторах", - добавил он.
Не все расходы ҚТЖ покрываются тарифом. Как крупнейший работодатель в стране компания уделяет большое внимание социальному положению своих сотрудников и развитию кадрового потенциала.