В четверг в столичном акимате прошел брифинг ТОО "Астана LRT", посвященный теме закупа электробусов для общественного транспорта Нур-Султана.
В ходе брифинга представители ТОО "Астана LRT" и ТОО "СарыаркаАвтоПром" рассказали о закупе электробусов, их технических характеристиках, стоимости, выгодах для столичного общественного транспорта.
Председатель правления ТОО "Астана LRT" Бекмырза Игенбердинов начал свое выступление с поздравления жителей столицы с тем, что в скором времени у пользователей общественного транспорта появятся 100 новых электроавтобусов.
"У нас в столице появятся 100 новых электрических автобусов. А это значит, что мы сократим дефицит автобусов, обновим подвижной состав новыми комфортабельными бесшумными автобусами. Значительно сократится интервал, а значит сократится и время ожидания автобусов на остановочных пунктах", – сказал Игенбердинов.
Также Игенбердинов отметил, что электробусы приобретаются через АО "БРК-Лизинг" (национальный лизинговый оператор) в рамках государственной программы по обновлению автобусного парка техникой отечественного производства. Срок лизинга составляет семь лет со ставкой вознаграждения 7% годовых.
"Это самая минимальная ставка для лизинговых сделок в Казахстане. Что примечательно, лизинговое финансирование будет производиться именно в тенге, что гарантирует стабильность в современных реалиях", – отметил Игенбердинов.
По словам руководителя ТОО "Астана LRT", реализация этого проекта позволит увеличить денежные поступления в местный бюджет за счет налоговых выплат, создать дополнительные рабочие места как в производстве автобусов, так и при их эксплуатации. Особое значение имеет экологичность приобретаемых автобусов, а также экономность при их эксплуатации, что позволит автобусным паркам экономить только на топливе порядка 80% в сравнении с дизельным аналогом.
Также на брифинге выступил представитель ТОО "СарыаркаАвтоПром" Роман Кривопаленко. Он рассказал о технических характеристиках и преимуществах электробусов марки Yutong. В Yutong выбрали путь оборудования электробусов литиевыми аккумуляторами большой емкости, что позволяет увеличивать дальность пробега без подзарядки. Конструкция позволяет заряжать автобус только один раз в сутки – в ночное время. Такой подход позволит значительно сократить инвестиции в инфраструктуру.
В феврале текущего года автобусным парком № 1 столицы была проведена тестовая эксплуатация электробуса отечественного производства. Тестирование проводилось при максимально низких для зимнего периода температурах (~ -38℃). Расход электроэнергии составил 0,91 кВт на 1 км.
Более того, компанией ТОО "СарыаркаАвтоПром" совместно с автобусным парком Атырау проведены испытания в климатических условиях западного региона, а также проведено тестирование батарей электробуса при эксплуатации на длительные расстояния по маршруту Нур-Султан – Костанай – Нур-Султан.
По итогам испытаний электробус показал положительные результаты. Также в рамках тестирований была сформирована необходимая комплектация электробуса и учтены все необходимые условия для эксплуатации на городских маршрутах столицы.
При выборе поставщика проводился анализ мирового рынка электробусов. К примеру, минимальная стоимость французского 12-метрового электробуса Heuliez Bus GX 337 Electric начинается от 460 000 евро, немецкого MAN Lion's City E – от 580 000 евро, немецкого Mercedes eCitaro – от 510 000 евро. Также следует принять во внимание, что электробусы различаются по типу батарей и их объему, что напрямую влияет на их стоимость.
Еще одним важным фактором при выборе поставщика являлось то, чтобы он был отечественным товаропроизводителем. На момент объявления конкурса – на 28 июня 2019 года – всем необходимым требованиям отвечала компания ТОО "СарыаркаАвтоПром" с электробусом Yutong ZK6128BEVG стоимостью 146 712 333 за 1 единицу, что по курсу на сегодня составляет около 388 тыс. долл. К слову, при производстве данных электробусов уровень локализации составляет от 27-32%, завод сам производит электродвигатель, навесные части, детали салона.
Автобусы Yutong отличаются экологичностью, маневренностью, комфортабельностью для пассажиров, а также отвечают всем международным стандартам качества и безопасности. 12-метровые автобусы имеют низкопольную конструкцию и оснащены литий-железо-полимерной батареей с запасом хода в 350 км. Срок службы батареи составляет 10 лет. Гарантия на батарею составляет семь лет, на электродвигатель – пять лет.
Для комфортного использования электробуса было определено дополнительное оснащение в виде улучшенной комплектации электробуса, что в конечном итоге повлияло на его стоимость. К базовой комплектации был добавлен перечень необходимых систем и компонентов, таких, как установка систем электронной оплаты проезда, диспетчеризации, видеонаблюдения, информирования, установка зимнего комплекта (двойное остекление, утепленный пол, система обогрева салона, состоящая из девяти нагревателей) отопления и утепления для батарей, интеллектуальной системы управления аккумуляторами при низкой температуре и т.д.