30 апреля текущего года состоялось расширенное заседание подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок президиума НПП РК "Атамекен" с участием представителей Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК, Комитета государственных доходов Министерства финансов РК и отраслевых ассоциаций. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
В ходе встречи были заслушаны отчет и информация сопредседателя подкомитета Сабита Аманбаева о ходе реализации комплексной программы (дорожной карты) по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы в регионах, обсуждены проблемные вопросы пассажирских и международных грузовых автоперевозок, а также меры по их решению.
"Вместе с тем надо сказать, что за период с момента утверждения комплексной программы особых успехов не достигнуто. Наблюдается полное отсутствие ответственности местных исполнительных органов, за исключением города Алматы, за реализацию комплексной программы при отсутствии должного контроля и координации действий МИО со стороны уполномоченного органа по выполнению мероприятий программы", – отметил Сабит Аманбаев.
Он также обозначил, что для исполнения местными исполнительными органами требований законодательства необходимо утверждение методических рекомендаций по организации автобусных перевозок для МИО, которые закроют пробелы акиматов по организации перевозок и позволят обеспечить единообразие подходов в осуществлении функций управления пассажирскими перевозками. В целом необходимо повысить качество пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Президент ассоциации ЮЛ "Автомобильный конвент Казахстана" Марат Беркалиев также акцентировал особое внимание на проблемах слабой поддержки местными исполнительными органами перевозчиков и низкой рентабельности автобусных пассажирских перевозок.
"В регионах местные исполнительные органы не занимаются вопросами создания тарифной комиссии по рассмотрению предложений перевозчиков о необходимости субсидирования их убытков на социально значимых маршрутах. Некоторые МИО в отчетах вместо планируемых субсидий указывают цифры по компенсации льготников за проезд на общественном транспорте. Важным также является снижение налоговой нагрузки путем освобождения частных перевозчиков от КПН и НДС, а также от утилизационных сборов. Несовершенство в законодательстве позволяет МИО создавать муниципальные парки и приобретать за бюджетные средства новые автобусы. Это влияет на добросовестную конкуренцию и ставит частных автобусных перевозчиков в неравные условия", – добавил сопредседатель подкомитета Сабит Аманбаев.
Заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Даурен Сабитов заметил, что у Комитета транспорта МИИР РК отсутствует компетенция по утверждению документов, не являющихся нормативными правовыми актами.
В свою очередь управляющий директор – директор департамента логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Рустан Дженалинов сообщил, что полномочия у министерства в действующем законодательстве отражены.
"Осуществление уполномоченным органом координации и методического руководства местными исполнительными органами регламентировано статьей 13 Закона "Об автомобильном транспорте", однако ввиду отсутствия соответствующего утвержденного нормативно-правового акта местные исполнительные органы в регионах применяют разные подходы для обеспечения субсидирования убытков и организации пассажирских перевозок", – отметил представитель НПП.
"Для реализации планов необходимо центральному уполномоченному на автомобильном транспорте органу (в лице Комитета транспорта МИИР РК) утвердить методические рекомендации, и мы просим Министерство индустрии и инфраструктурного развития здесь оказать поддержку", – сказал Сабит Аманбаев.
Серьезнейшие проблемы отрасли требуют срочного структурного реформирования Комитета транспорта, для обеспечения формирования эффективной государственной политики на автотранспорте заявил также сопредседатель отраслевого подкомитета.
Президент Союза международных автомобильных перевозчиков РК "КазАТО" Максат Сактаганов обострил внимание на необходимости защиты национальных грузовых автоперевозчиков в связи с развитием недобросовестных операторов.
"Специалисты КазАТО изучили законодательство Российской Федерации, в котором достаточно прозрачно и точно описаны требования и ответственность перевозчика третьего государства, за нарушения которых наказание более серьезное, что способствует к более добросовестной работе иностранного перевозчика", – проинформировал Максат Сактаганов.
"Нарушение иностранными перевозчиками разрешительной системы Республики Казахстан несоизмеримо со штрафом. Они несут убытки Казахстану на десятки миллионов, а штраф для них всего 25 МРП. Необходимо увеличить сумму штрафа до 200 МРП, это способствует усилению транспортного контроля", - отметил Президент КазАТО.
В ходе совещания КазАТО также подняты вопросы необходимости введения лицензирования экспедиторской деятельности на автомобильном транспорте из-за развития мошенников в данной сфере и определения эффективного механизма распределения бланков разрешений на осуществление международных грузовых автоперевозок, внесения соответствующих изменений и дополнений в Правила выдачи предпринимателям допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок и карточек допуска на автотранспортное средство только при наличии на своем балансе автотранспортных средств, создания прозрачной отчетности по выданным разрешениям транспортным компаниям на сайте Комитета транспорта МИИР РК, разработки и утверждения приказа МИИР РК "Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств", внедрения в практику ежеквартальных отчетов Комитета транспорта МИИР РК о проделанной работе для Атамекена.
"Серые" компании, не занимающиеся перевозками не имеющие в собственности автотранспортные средства, пользуясь упрощенной схемой выдачи разрешений на международные грузовые автоперевозки, осуществляют перепродажу бланков разрешений. Их деятельность поставлена на получение прибыли от перепродажи разрешений", - добавил Максат Сактаганов.
Заместитель председателя Комитета транспорта Даурен Сабитов, проинформировал о проводимой работе Министерства по защите национальных перевозчиков на рынке международных перевозок, акцентировал внимание на необходимости автоматизации контроля за иностранными перевозчиками, в том числе и через специальные автоматизированные измерительные средства, которые фиксируют в автоматическом режиме проезд автомашин и их весогабаритные параметры.
"Озвученные вопросы неоднократно обсуждались на площадке Министерства, мы проводим работу по отражению решений в нормативно-правовых актах, регулирующих отрасль перевозок. Данный вопрос на контроле у руководства. Озвученные предложения найдут отражение в нормативно-правовых актах, после того как пройдут анализ", - отметил представитель Комитета транспорта МИИР РК.
Со своей стороны, Председатель Правления "Союза автотранспортников Республики Казахстан" (КАО) Серик Алигужинов добавил, что все полномочия отраслевого Министерства урегулированы в действующем отраслевом Законе, в том числе и по утверждению Методических рекомендаций для местных исполнительных органов.
"Истинная причина существующих проблем в сфере транспорта это недостаток регулирования, а в некоторых случаях и несовершенство контроля со стороны уполномоченного органа. В сфере пассажирских перевозок работают порядка восемьсот тысяч человек, которые могут лишиться работы из-за различного подхода местных исполнительных органов в решении проблем в регионах. Необходимо проинформировать о не решающихся системных проблемах Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и в скором времени вынести их на рассмотрение Правительства", - обозначил Серик Алигужинов.
Участниками заседания выражена необходимость рассмотрения вопроса структурного реформирования Комитета транспорта для обеспечения эффективной деятельности центрального государственного уполноченного органа на автотранспорте.
Резюмируя, заместитель Председателя Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК "Атамекен" Юрий Лавриненко заверил, что для решения системных проблем необходим комплексный подход всех заинтересованных сторон.
По итогам заседания утверждена Дорожная карта Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК "Атамекен" на 2019 год.