В Павлодаре водители и кондукторы общественного транспорта регулярно устраивают забастовки, требуя у руководства повышения заработной платы, передает корреспондент агентства КазТАГ.
"Мы вынужденно поднимаем вопрос об изменении тарифа. Перевозчикам сейчас очень сложно. У нас регулярно проходят водительские забастовки, кондукторов… Их доходность упала. Мы их убеждаем: "Работайте пока, мы выносим на обсуждение, говорим, что тариф не покрывает наших расходов". У нас сейчас это сложный вопрос, на предприятии очень высокая текучесть кадров. За год из 114 человек персонала 90 человек поменялось", - сказал директор ТОО "Автобусный парк №1" Вадим Ковальчук на комиссии городского маслихата по вопросам ЖКХ.
Это уже второе обращение перевозчиков Павлодара к депутатам. В июле они просили поднять тариф с Т70 до Т90. Целесообразность повышения они связывали с тем, что выросли цены на горюче-смазочные материалы, на запчасти и другие расходы. Эти расчеты были представлены постоянной комиссии, но депутаты ознакомились с ними, сделали мониторинг по средней ценовой политике в других регионах Казахстана и получили цену в Т75,3. В итоге летом цена за проезд в Павлодаре осталась прежней.
По информации отдела предпринимательства и сельского хозяйства, на сегодняшний день средняя цена на бензин АИ-92 составляет Т161,5, а дизельное топливо – Т174,5 за литр. В связи с повышением цен на ГСМ отделом ЖКХ внесено предложение о корректировке действующего тарифа с Т70 до Т80 за одну поездку в трамваях и автобусах с 1 декабря.
"Минимальная стоимость топлива – 160 тенге, составляющая топлива раньше была 45%, сейчас – 72%, удорожание тарифа на 10 тенге, соответствует 14% удорожанию топлива, поэтому оно не покроет тех затрат на топливо, которое образовалось за год. Мы подавали заявку и просили – не 80, а 90 тенге. В данной ситуации 80 тенге нас не спасает. Средний тариф по Казахстану составляет 85 тенге. Нужно учитывать и повышение стоимости запчастей, и всего остального", - пояснил В. Ковальчук в своем выступлении.
Он напомнил, что автопарк является госпредприятием.
"У нас все покупается за счет государства, все, что мы покупаем, подтверждается порталом госзакупа. За год коммунальные услуги у нас повысились на 15,8%. Мы перестали делать ремонты, аварийные сходы только ремонтируем. Это общая проблема перевозчиков. Фактическая себестоимость поездки у нас составляет 134 тенге, только такая цена за поездку покроет расходы на амортизацию, ремонт и все прочее. Чтоб внедрить электронное билетирование, нужны затраты, стоимость электронного билетирования с одной поездки – 10-11 тенге", - перечислил он составляющие тарифа.
С директором автобусного парка №1 согласились и другие перевозчики, озвучив депутатам все те же проблемы.
"Я, конечно, это все понимаю. Чтоб предприятия выживали, тариф Т90 – нормальный. Но тогда мы не решаем другие вопросы, о социальной защите, тогда и пенсионерам нужно повысить пенсию процентов на 30", - сказал депутат городского маслихата Виктор Деймунд.
Он пояснил, что в Павлодаре за счет бюджета идет определенная дотация оплаты перевозчикам за 15 категорий социальных групп населения. Таким образом, повышение тарифа повлечет дополнительные траты государственных средств.
В конечном итоге вопрос так и не был решен. Возможно, по нему будут назначены общественные слушания.
"Коллеги, в любом случае мы берем ответственность на себя. Любое повышение вызовет социальное напряжение. Депутаты не идут на поводу у перевозчиков, мы для этого все и разбираемся по каждой копейке, из чего составляется тариф. Мы можем и до 85 поднять, и до 90, но для этого должна быть объективная причина", - заключила первый заместитель председателя городского филиала партии "Нур Отан" Найля Ахметова.