С 2014 года "Атамекен" ведет Реестр проблемных вопросов, который позволяет решать системные проблемы отечественного бизнеса, пишет atameken.kz.
Системные проблемы возникают у предпринимателей в связи с несовершенством действующего законодательства, и решить их самостоятельно бизнесменам, как правило, не под силу. "Атамекен" благодаря координации усилий предпринимателей и заинтересованных госорганов сдвинул с мертвой точки не один десяток подобных проблем.
Для начала несколько цифр: только с начала этого года "Атамекеном" решены 42 системные проблемы республиканского масштаба, из них семь касаются сферы торговли. Давайте рассмотрим их подробнее.
Купили, чтобы вернуть
В 2017 году в Реестр НПП был включен проблемный вопрос о том, как рассчитать покупателя, если он желает вернуть товар, приобретенный во время акции со скидкой.
Суть проблемы заключалась в том, что недобросовестные покупатели специально приобретали товары в магазинах в период акций для последующего возврата. Таким образом они получали выручку, равную разнице в цене покупки и цене возврата. Вопрос удалось снять только после обращения бизнесменов в "Атамекен" и дальнейшего внесения поправок в законодательство "О защите прав потребителей". Теперь при расторжении договора расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки. Проще говоря, купил товар по акции - вернут за ту же стоимость.
Общепит: на условиях честной конкуренции
Министерство образования и науки РК объявило конкурс в сфере общественного питания, однако не до конца проработало требования.
Согласно приказу Минобразования и науки РК "Об утверждении Правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования..." победителем конкурса признается поставщик, набравший наибольшее количество баллов и предложивший наилучшие условия выполнения обязательств по сравнению с другими. При этом в соответствии с критериями выбора поставщика услуги или товаров было предусмотрено наличие опыта работы на рынке. То есть предпочтение отдавалось субъектам рынка, оказывающим услуги только в сфере среднего образования.
Из-за разнящихся требований в конкурсе выходило, что, имея большой стаж работы в сфере общественного питания, заявитель не имел возможности конкурировать с другими субъектами рынка, что создавало антиконкурентные действия. С такими жалобами бизнес обращался в НПП.
Проработав вопрос с министерством, "Атамекен" закрыл эту проблему в реестре – в правила были внесены поправки.
"Дань за доступ к прилавку"
Обеспечение доступа отечественной продукции повседневного спроса в розничные сети выделена как республиканская проблема и находилась в реестре "Атамекена" с 2016 года.
Предприниматели жаловались на существенные сборы розничных сетей за аренду торговых полок, так называемая "дань за доступ к прилавку", на большие сроки отсрочки платежа за поставленную продукцию (до 90 дней) и неравные условия, касающиеся возврата непроданных товаров.
Данный вопрос решен в рамках подписанного главой государства Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности". А точнее, изменения в закон о регулировании торговой деятельности в части установления ретробонусов (торгового вознаграждения) для поставщиков социально значимых продовольственных товаров на уровне 0%, а для других продовольственных товаров – на уровне 5% от суммы договора поставки.
Бизнесу на колесах – зеленый свет
Этим же законом решена другая проблема предпринимателей, занятых в сфере выездной, передвижной торговли, проще говоря, "бизнеса на колесах".
Изучение международного опыта показало, что именно "бизнес на колесах" не один десяток лет процветает в странах Европы и США. Предприниматели арендуют грузовики и автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицу кормить сотни людей в день, постоянно меняя место своей дислокации. Людей в таком деле привлекают прежде всего низкие инвестиционные затраты и высокая прибыльность.
Однако нормы законодательства РК не позволяли открывать подобный бизнес в нашей стране. Основным барьером были санитарные нормы, пожарные правила и необходимость получения разрешений.
Для получения такого разрешения необходимо соответствовать множеству требований, которые разработаны только для стационарных объектов питания, в т. ч. требования нахождения объектов питания только в зданиях и помещениях, обязательное наличие централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, туалетов, вентиляционных систем, складских, производственных помещений и др.
Подписанные Президентом РК поправки по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности наделили местные исполнительные органы компетенцией по определению и утверждению мест и маршрутов размещения нестационарных торговых объектов.
Подобных примеров множество в каждой сфере бизнеса. Всего за годы работы в Реестр НПП было включено свыше 600 проблемных вопросов предпринимательства, 428 из них полностью решены, 123 вопроса в настоящее время находятся на стадии решения.