Процесс лицензирования организаций, оказывающих специальные социальные услуги (ССУ), практически завершён: по состоянию на 19 мая 2025 года лицензии получили 92% поставщиков ССУ, охватывающих 97% услугополучателей. Это стало частью масштабной модернизации системы соцзащиты, передает inbusiness.kz со ссылкой на инициатора проекта - министерство труда и социальной защиты населения РК.
Как пояснили в ведомстве, с 1 января 2025 года в Казахстане стартовала обязательная процедура лицензирования для всех форм собственности, оказывающих ССУ.
Нововведение направлено на:
- повышение качества и прозрачности оказываемых услуг,
- обеспечение безопасности и правовой защищенности получателей,
- введение единых стандартов для всех организаций соцсферы.
"До внедрения лицензирования в 2024 году была проведена оцифровка и аудит деятельности учреждений ССУ. В результате, количество реально функционирующих центров ССУ оказалось в 2 раза меньше заявленного (587 против 1023), число фактических получателей услуг — 93,6 тыс. человек (вместо ранее заявленных 135 947). Все это позволило сократить нецелевые расходы бюджета более чем на 31,6 млрд тенге", - рассказали в минтруда и социальной защиты населения.
Для получения лицензии организации должны соответствовать следующим требованиям:
- наличие здания, пригодного для предоставления ССУ и соответствующего санитарным и противопожарным нормам,
- материально-техническое оснащение (в том числе, доступность для маломобильных групп населения),
- квалифицированный штат сотрудников,
- наличие действующей медицинской лицензии (при необходимости).
По данным минтруда и социальной защиты населения, на текущий момент в Казахстане выдано 530 лицензий, с учётом филиалов – 548 организаций. В центра обслуживается 92,8 тыс. человек — это 97% от общего числа услугополучателей.
"Первоначально 384 организации не имели даже базовой материально-технической базы — "в наличии были только ковры и диваны". Организации, получившие отказ, могут повторно подать заявку после устранения нарушений", - уточнили в министерстве.
Основные причины отказов:
- отсутствие пожарных заключений,
- несоответствие по штату или техническому оснащению,
- недостатки в лицензировании медицинских услуг.
Как рассказали в ведомстве, для приведения в соответствие инфраструктуры соцуслуг 55 организациям выделено более 8,7 млрд тенге (из местных бюджетов и спонсорских средств), а также планируется выделить ещё 928,6 млн тенге.
В ходе реформы выявлено, что из 12 235 соцработников 8 811 не имели подтверждённой квалификации. При этом обучение и сертификаты получили 10 тыс. специалистов. Для подготовки социальных работников заключены меморандумы с 14 вузами.
В настоящий момент работа продолжается по лицензированию оставшихся организаций, подключению медицинских учреждений с доступными площадями к оказанию ССУ, а также повышению качества соцуслуг, особенно в сфере реабилитации лиц с инвалидностью.
Читайте по теме:
Какую помощь оказывает государство жертвам торговли людьми в Казахстане