"Конечным результатом социализации в условиях инклюзивной культуры в обществе должна стать адаптация ребенка к социуму, формирование его самостоятельной творческой жизнедеятельности, с сохранением его индивидуальных предпочтений, стремлений, потенциальных возможностей и способностей. У нас есть хороший опыт практической модели социализации через творчество. Это детский инклюзивный фестиваль "Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи". Мы хотим внедрить эту модель по Казахстану и создать новый центр творческой социализации детей Adaptation с филиалами по Казахстану", – сказала Алиева на онлайн пресс-конференции агентства "Интерфакс-Казахстан".
"Мы ищем инвесторов и надеемся на помощь государства", – добавила она.
По словам Алиевой, в центре предполагается создание условий для реализации потенциала и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. С детьми будут работать профессиональные специалисты в течение всего года.
Алиева напомнила, обсуждение и постепенное внедрение в систему образования Казахстана инклюзивной формы сопровождения инвалидов, детей с ограниченными возможностями и особыми педагогическими потребностями (ОПП) началось еще в 2011 году.
"На данный момент официальная система образования не может предложить таким детям сопровождение в полном объеме, также не разработана единая система по работе с таким детьми. Как правило, в обычной школе дети с ОПП сталкиваются с массой проблем. Прежде всего это непринятие такого ребенка со стороны родителей учеников, тогда как ученики готовы поддерживать общение с одноклассниками с ОПП", – сказала она.
"Отсутствуют механизмы передачи и принятия "особого" ребенка из "рук в руки" при переходе из дошкольного в школьное образование. И далее комфортного для ребенка перехода из школы в профессиональную среду", – считает исполнительный директор института.
В Казахстане в 2020 году выявлено более 161 тыс. детей с особыми образовательными потребностями, в том числе дошкольного возраста – 54 тыс. 502 ребенка. В 2019-2020 учебном году в 86 вузах Казахстана обучались 1 тыс. 233 студента с особыми образовательными потребностями.