"Балтийский завод-Судостроение" (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220, строящийся по заказу Госкорпорации "Росатом".
В присутствии нескольких тысяч зрителей председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко разбила о борт традиционную бутылку шампанского, отправив со стапеля самый большой и мощный атомный ледокол в мире. Об этом сообщило пресс-агентство "Росатома".
"Сегодня у атомной промышленности России - знаменательный день. Со стапеля Балтийского завода сошел самый мощный и большой в мире атомный ледокол "Арктика". Для многих полярников освоение Арктики является смыслом жизни. Арктика один из самых суровых регионов нашей планеты и поэтому без такой техники как нынешний атомный ледокол сегодня обойтись просто невозможно. Суровому региону - суровая техника. Уверена, что ледокол "Арктика" даст новый импульс освоения арктических широт. Очень рада, что молодые судостроители приходят в отрасль и продолжают все то, что было накоплено другими поколениями корабелов. Спасибо судостроителям этого творения. Смотришь на него, и такая гордость переполняет за страну и людей, которые это строят. Спасибо, что сохранили петербуржскую школу судостроения. Результатом такого труда гордится вся страна! Семь футов под килем тебе, великая "Арктика", - сказала она в своем приветственном слове.
Генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко в своем приветственном слове отметил: "Сегодняшнее мероприятие - это во всех смыслах огромная победа! Проделана большая работа, и сегодня аналогов такому ледоколу, как "Арктика", нет в мире. Спасибо коллективу Балтийского завода, все сделано согласно графику, и к концу 2017 года "Арктика" вступит в строй. Этот ледокол по своим характеристикам самый современный, в нем реализованы все технические возможности, которые никогда ранее не использовались на других судах. Ледокол "Арктика" - это по-настоящему новые возможности для нашей страны!"
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов поблагодарил "Росатом" за доверие, оказанное Балтийскому заводу, и подчеркнул, что в спускаемом сегодня корпусе ледокола все было впервые: технологии, оборудование, система электродвижения и реализованы все самые современные возможности: "Никому ранее в мире не удавалось реализовать все технические решения, которые существуют на сегодня, в одном проекте, - сказал он, приветствуя гостей и корабелов. - Головной атомный ледокол "Арктика" стал именно таким проектом. Было проделано много трудоемкой работы по выходу предприятия из банкротства, и теперь предприятие живет и работает. Дай бог всем сил трудиться на благо родной страны!"
Генеральный директор "Балтийский завод – Судостроение" Алексей Кадилов также поздравил всех балтийцев с праздником, которым, несомненно, является, спуск судна на воду: "Поздравляю всех балтийцев со спуском этого ледокола! Теперь перед нами стоит не менее важная задача - построить два серийных атомных ледокола этого проекта. Спасибо всем, кто принимал участие в строительстве этого замечательного корабля. Мы не подведем заказчика!" После команды главного строителя головного атомохода Вадима Голованова приступить к спуску на воду был разрезан задержник, сдерживающий более чем 14 тыс. тонн веса корпуса судна, "Арктика" плавно спустилась в воды Невы. Впереди у корабелов "Балтийского завода-Судостроение" - достройка головного атомохода на воде, контрактный срок сдачи заказа - декабрь 2017 года.
"Первый серийный ледокол уже стоит на стапеле, а в сентябре этого года запланирована закладка второго серийного ледокола, - сказал генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша. - Перед нами стоит задача: ввести в эксплуатацию головной атомный ледокол "Арктика" в конце декабря 2017 года. Это срок, прописанный в условиях контракта. Мы надеемся, что наши контрагенты выступят надежными партнерами и выполнят свои обязательства".
С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП "Атомфлот" станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Головной атомный ледокол проекта 22220 строится на класс Российского морского регистра судоходства (РС) на "Балтийском заводе-Судостроение" по заказу Госкорпорации "Росатом" (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 года) и станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек (в частности, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы). Ледокол также может использоваться для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом, составит 2,8 метра.
Атомоход назван в честь легендарного ледокола "Арктика", ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.
Основные характеристики судна:
Мощность - 60 МВт (на валах);
Скорость хода - 22 узла (по чистой воде); Длина - 173,3 м (160 м по КВЛ); Ширина - 34 м (33 м по КВЛ); Высота - 15,2 м; Осадка - 10,5 м/8,65 м; Максимальная ледопроходимость - 2,8 м; Полное водоизмещение - 33 540 т; Назначенный срок службы - 40 лет; Численность экипажа - 75 чел.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Ледокол будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна. РИТМ-200 - инновационная, не имеющая зарубежных аналогов и полностью отечественная разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли "ОКБМ Африкантов" (Нижний Новгород, входит в состав АО "Атомэнергомаш"). Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок (РУ) атомных ледоколов, с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах - 140-150 мегаватт). В то же время "РИТМ-200" почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно - экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполняются в Подмосковье, на заводе "ЗиО-Подольск". Изготовление реакторной установки шло 2,5 года. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. Во время изготовления реактора были использованы уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.
Первый из двух реакторов силовой установки машиностроительный дивизион Росатома - АО "Атомэнергомаш" отгрузило на "Балтийский завод" 26 мая 2016 года. В настоящее время оборудование уже находится на площадке завода. В настоящее время на производственной площадке "ЗиО-Подольск" готовится к отгрузке второй реактор для силовой установки. До конца июня он будет доставлен в Санкт-Петербург после чего обе реакторные установки будут смонтированы и займут свое законное место на судне.