В жаркий спор бизнеса и власти превратилось выездное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. На этот раз оно прошло на площадке антикоррупционного ведомства. Темой спора стали велодорожки, устанавливаемые акиматом вдоль улицы Иляева и Рыскулова. В ходе этих работ демонтируются парковочные места и закрываются бордюрами подъездные пути к объектам бизнеса. Только по улице Иляева насчитывается более 100 бизнес-объектов. Это торговые дома и бизнес-центры, кафе и рестораны, точки фаст-фуда, развлекательные центры, ломбарды, продуктовые магазины, ателье, салоны красоты и др.
"Ремонт улицы между ул. Бейбитшилик и проспектом Момышулы ведется, не учитывая интересы бизнеса. Уничтожили ранее оборудованные нами парковочные места и теперь устанавливают бордюры, которые лишают подъездных путей к объектам бизнеса. Кроме того, ставят знак "Парковка запрещена". То есть к нам теперь ни клиенты, ни наши грузовые машины с товаром не подъедут. И все это делается для того, чтобы проложить велосипедную дорожку. А тем временем мы несем убытки. Стало меньше посетителей. Выручка упала на треть. Если так будет продолжаться, многие из нас просто закроются", - сетовали предприниматели, чей бизнес расположен вдоль улицы Иляева.
Не лучше ситуация и у арендаторов Торгового дома "Автомир" по ул. Рыскулова.
"Полтора года мы ждали окончания строительства транспортной развязки Кунаева- Рыскулова, когда нас лишили подъездных путей. Все это время мы бездействовали, потеряли много клиентов. Но и теперь, когда развязка построена, нам не дают нормально работать. Мы готовы заново выложить брусчатку возле торгового дома за свой счет, тем самым сэкономить расходы городского бюджета, но власти запрещают нам это сделать. У акимата здесь свои планы по озеленению, а о бизнесе, который приносит существенный доход в бюджет города, никто и не думает", - отмечают предприниматели с ул.Рыскулова, которые подписали коллективную (23 бизнес-объекта) жалобу в Палату предпринимателей города Шымкент.
Позицию Палаты о необходимости вернуть бизнесу места для парковок озвучил председатель Совета Мелес Сейтжанов.
"Сокращение парковочных мест может повлечь падение бизнес-активности в городе в целом. Ведь бизнес создает рабочие места для многих горожан, в целом на каждом объекте задействовано как минимум по 10 рабочих мест. Однако в данной ситуации высвобождение рабочих мест будет очевидно, так как снижение прибыли может повлечь проблемы в выплате заработных плат сотрудников. Кроме того, данная проблема создает цепную реакцию, так как влечет за собой снижение налоговых поступлений в бюджет города, грозит сокращением рабочих мест, создает социальную напряженность, прекращение функционирования самого бизнеса и многими негативными факторами в целом. Для недопущения данных фактов необходимо вернуть бизнесу места для парковок", - отметил председатель Совета.
Кроме того, он привел в качестве примера горький опыт в г.Алматы, где в 2019 году вдоль улиц также были проложены велодорожки, вследствие чего бизнес на тех участках начал повсеместно закрываться, и только после общественного резонанса акимат демонтировал велодорожки.
Заместитель акима города Махсут Исахов, которого пригласили на Совет, был категорически против доводов предпринимателей. По его мнению, велосипедная инфраструктура бизнесу не вредит и не несет никаких угроз.
"Как показывает мировая практика, экономическая активность на улице, где нет парковок, но есть велодорожки, если не остается на прежнем уровне, то некоторым параметрам даже идет вверх. А то что бизнес несет убытки, так это же общестрановая тенденция, если не мировая. Кризис повсеместный. Парковки будут, только машины не елочкой будут стоять, из-за чего одна дорожная полоса становилась не рабочей, а будут стоять вдоль дорог", - отметил Максут Исахов.
Замруководителя города был непреклонен и в доводах предпринимателей, что в итоге количество парковочных мест сократится в 4 раза, автобусы по этой улице не ходят, да и велосипедистов в принципе в городе не видно. Плюс жалобы жителей многоэтажных домов, во дворах которых начали парковаться посетители бизнес-объектов.
Предприниматели добились того, чтобы замакима вместе с управлением пассажирского транспорта и автодорог и адмполицией на следующий день снова выехал на проблемные места и вместе с бизнесом обсудил варианты решения проблемы. Но встреча положительных результатов не дала. Руководство города стояло на своем – есть утвержденная проектно-сметная документация, отклонения от которой недопустимы.
Совет решил обратиться в прокуратуру города Шымкент за правовой оценкой действиям госорганов.