Согласно решению № 1 от 15 января 2019 года, инструкция дополнена двумя разделами. Об этом сообщила пресс-служба ЕЭК.
Первый устанавливает унифицированный порядок заполнения декларации на товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде. Согласно нововведениям, теперь в странах ЕАЭС при декларировании товаров, перемещаемых в разобранном виде, к предпринимателям будут предъявляться единые требования к декларированию этой категории товаров. Ранее таких требований на уровне союза не было, и этот сегмент регулировался исключительно национальным законодательством.
Напомним, что Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) унифицированы особенности декларирования товара, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Эта особенность позволяет участникам ВЭД декларировать сложный многокомпонентный товар, который в силу своей особенности не может ввозиться единовременно, путем последовательной подачи отдельных деклараций на товары на различные компоненты по мере их ввоза на таможенную территорию союза. При этом заявляется информация о целом товаре, в том числе код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, что существенно упрощает работу участникам ВЭД, в том числе в части возможных получений льгот, если они установлены в отношении комплектного оборудования. Также такой порядок дает возможность проводить монтажные работы до ввоза всех компонентов, т. е. сокращает сроки ввода оборудования в эксплуатацию.
Второй новый раздел способствует реализации одного из наиболее прогрессивных нововведений кодекса союза – выпуска товаров до подачи декларации на товары.
В частности, решение устраняет правовые пробелы в действующих правилах таможенного декларирования товаров, выпущенных ранее по заявлению до подачи декларации на товары, и является логическим продолжением системной работы Комиссии по развитию этого прогрессивного инструмента, позволяющего существенно снизить издержки предпринимателей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Решение определяет особенности заполнения декларации на такие товары, в первую очередь поданной в виде электронного документа, что ранее не регулировалось правом Союза. Кроме того, решение предусматривает возможность объединять в одной декларации на товары сведения о товарах, выпущенных до ее подачи согласно нескольким ранее поданным заявлениям о выпуске товаров до подачи.
"Это принципиальное нововведение, которое ожидал бизнес. Решение существенно экономит издержки предпринимателей при совершении таможенных операций, в первую очередь связанных с уплатой сборов за совершение таких операций, – прокомментировал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов. – Теперь сведения, содержащиеся, условно говоря, в 500 заявлениях, можно будет указывать в одной декларации на товары, а это многократное снижение издержек на сборы за совершение таможенных операций".
Напомним, что в новом Таможенном кодексе существенно модернизирован подход к выпуску товаров до подачи декларации на товары, предусмотрен четкий порядок его применения, а также специальная форма заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Ранее была предусмотрена возможность подачи аналогичного заявления исключительно в письменной форме и без четко установленного порядка, что создавало множество проблем в применении этого упрощения.
Такое упрощение, как выпуск товаров до подачи декларации на товары, ускоряет их ввод в свободное обращение и дает возможность реализовывать до таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей, т. е. с беспроцентной отсрочкой. Это должно снизить издержки предпринимателей и позитивно отразиться на итоговой стоимости товаров и на конкурентоспособности продукции в целом. Кроме того, для товаров, подвергающихся быстрой порче, в первую очередь плодоовощной продукции, это нововведение крайне необходимо ввиду особенности таких товаров и необходимости их скорейшего доведения до потребителя.
По оценкам экспертов, эти нововведения не только устраняют правовые коллизии и уравнивают в правах предпринимателей стран союза, но и существенно сокращают финансовые издержки субъектов хозяйствования на осуществление внешнеэкономической деятельности.