Завод работает ровно месяц, и со стороны властей к нему претензий нет. Однако многие активисты настаивают, что стоимость объекта завышена, да и с местом расположения явно напутали. Корреспондент Atameken Business погрузился в тему.
Предприятие максимально автоматизировано. В смену здесь работает всего 20 человек. Тонны городского мусора исчезают на глазах. Стекло, пластик, металл все идет в дело. На выходе отходы прессуются в компактные тюки.
"Нет, за этот период никакого сбоя техники не было. Работает очень хорошо, качественно", - говорит мастер смены Ержан Қабдырахман.
"Данную продукцию, которую мы получаем, мы отправляем в города Казахстана. Поучается, заказчики сами нас находят. Мы отправляем картон в Алматы", - сообщила заместитель директора ТОО "Спецкомунтранс" Жупар Кожахметова.
Оборудование предоставил оператор РОП. Возведением здания занималась фирма, которая получила договор без тендера, а способом из одного источника. В итоге набежало почти 2 миллиарда тенге. Общественники первыми забили тревогу.
"Я подавал заявление в антикоррупционную службу, касательно того, что стоимость явно завышена для ангаров, где будет устанавливаться просто сортировочная линия", - заявил член общественного совета министерства экологии РК Роман Честных.
Вторая претензия к акимату – это логистика. Завод построили не в том месте, говорит активист. Новая свалка скоро переместится за город. Мусор придется возить за десятки километров. Продукция завода тогда моментально станет не рентабельной.
Проблему старой городской свалки новый завод вряд ли решит. Мусор на ней копился с 50-х годов прошлого века и представляет сплошное месиво. Правда, по проекту рядом с сортировочным заводом должен был быть мусоросжигающий. Но жители были категорически против по экологическим соображениям. В ближайшей перспективе старый мусор так и останется гнить под открытым небом.
Без мусоросжигающего завода этот проект безнадежен, считают независимые экологи. Отходы придется перевозить с одного края города на другой. Обязательно появятся дополнительные расходы на ГСМ, что скажется на тарифах для населения.
"Двойной трафик по территории города, что явно будет отображено в тарифе. Если не будет отображено, то кто-то должен заплатить за него. Это будет либо бюджет, либо жители", - отметил Роман Честных.
Все факты Роман Честных изложил в заявлении, которое направил в агентство по противодействию коррупции. Там должны разобраться и с суммой, потраченной на завод, и с логистикой.