В ВКО считают большой проблемой рост цен на дизель

2839

Представители крупных горнодобывающих, строительно-дорожных компаний и предприятий агропромышленного комплекса ВКО просят помощи у мажилисменов.

В ВКО считают большой проблемой рост цен на дизель Фото: Google

Ситуация с дизтопливом, по их словам,  может привести к росту тарифов на комуслуги и цен на некоторые продукты питания, передает корреспондент inbusiness.kz.

Об этом было заявлено  сегодня в ходе круглого стола на тему "Проблемы повышения стоимости и обеспечения дизельным топливом для различных отраслей экономики", проведенном в Усть-Каменогорске.

На сегодня льготная цена на солярку для сельхозпроизврдителей составляет 210 тенге за литр. Автозаправочные станции продают по 260 тенге за литр для транспорта внутреннего движения и 450 тенге для транзитных автомашин.  Вместе с тем, если для одних стоимость и наличие дизтоплива регулируется, то для оптовых потребителей, таких как недропользователи, дорожные и строительные компаний, работающих вне населенных пунктов, солярка отпускается по 440-450 тенге. Наблюдается нехватка даже по такой цене. 

"Мы оказываем транспортные услуги, перевозим горную массу недропользователей. Стоимость дизтоплива для нашей компании является определяющей. Потому что каждой фурой затрачивается 1,3 литра дизельного топлива. При этом доля себестоимости дизтоплива в тарифе, который в целом установлен в среднем по Казахстану это порядка 35-40%.  До конца августа 250 тенге стоило, сейчас 440-450 тенге за литр дизтоплива. Доля себестоимости нашего тарифа дизтоплива  увеличилась с 35 до 65%. У нас есть лизинг, есть кредиты, есть другие обязательства. Хорошо, если есть запас по определенной маржинальности и он может взять на себя эти расходы по компенсации скачка стоимости дизтоплива. Чаще всего подрядчику очень сложно. Нет пересмотра стоимости тарифа. То есть, это может парализовать, остановить полностью деятельность предприятия. Некоторые уже остановились", - говорит предприниматель Амир Разаков.  

Сельхозпроизводители заявляют, что такая ситуация может отразиться на стоимости продукции.

"В зимний период сельхозпроизводители не получают удешевленное топливо. Покупаем также, как и все. При покупке  по 450-500  тенге себестоимость с 12% вырастет в два раза и соответственно подорожает наше молоко.  Также мы занимаемся выращиванием подсолнуха. Сейчас дожди, уборка урожая в полном разгаре и в настоящее время у нас не хватает дизельного топлива для сушки этой культуры. В результате часть продукции может пропасть, соответственно на рынке возникнет дефицит подсолнечника и подсолнечного масла. Либо это отразится на цене", - говорит бизнесмен Фарид Абитаев. 

Отмечается, что высокая стоимость дизтоплива, кроме негативного влияния на бизнес и инфляцию, может привести и к росту цен на электроэнергию и уголь. 

"Многие теплоэлектростанции в производстве тепла и электроэнергии используют уголь и нефтепродукты. В свою очередь себестоимость угля, производимая открытым способом, наполовину зависит от стоимости дизельного топлива. Соответственно, следует ожидать удорожания стоимости электроэнергии и угля. Перед отопительным сезоном указанный фактор может вызвать социальный резонанс", - отмечает  предприниматель Шынгыс Риаханов.

По словам бизнесменов, рынок сильно зависит от трех крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые регулярно один раз в год останавливаются на ремонт или модернизацию, в результате образуется дефицит топлива, поднимаются цены, которые после открытия заводов уже не снижаются. 

"Государство регулирует розничную торговлю. С учетом важности для экономики всей страны это половинчатый подход.  Одно из наших предложений включать оптовых поставщиков в государственное  регулирование цен на дизельное топливо. Так как в оптовых поставках полный хаос. Многие  конечные потребители вынуждены переходить на незаконные пути приобретения дизтоплива. Между тем, на заводах и нефтебазах по нашим данным имеются запасы. Создается искусственный дефицит.  Ситуацию иначе как спекуляцией не назовешь", - подчеркивает Шынгыс Риаханов. 

Местные предприниматели предлагают проанализировать ценообразование у монополистов, трех крупных НПЗ и таким образом выявить, на каком этапе происходит удорожание цены на дизельное топливо. Кроме того, дать возможность и создать условия для открытия в регионах новых мини-нефтеперерабатывающих заводов.

Отметим, на сегодня в Казахстане осуществляют деятельность три крупных нефтеперерабатывающих завода: Атырауский, Павлодарский, Шымкентский.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться