Государственный внешний долг по состоянию на 1 апреля 2020 года составляет 12,3 млрд. долл., или 6,7% к ВВП.
Внешний долг квазигосударственного сектора составляет 17 млрд. долл., или 9,3% к ВВП, сообщает пресс-служба минацэкономики РК.
По словам первого вице-министра национальной экономики Асета Иргалиева, согласно международной практике, эти параметры относятся к безопасному уровню. По концепции бюджетной политики соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) не должно превышать 60% ВВП (на 1 апреля 2020 года – 39,8%). Объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора не должен превышать общий размер валютных активов Национального фонда (на 1 апреля 2020 года – 50,9%).
За последние три года государственный и квазигосударственный внешний долг сократился на 6,8 млрд долл., или на 19%, за счет досрочного погашения и реструктуризации квазигосударственного внешнего долга.
Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру (на 1 апреля 2020 года внешние активы превышали внешние обязательства на 47,5 млрд.долл. США, или в 4,9 раза), т. е. остальной мир должен нам больше, чем мы ему.
Внешний долг частного сектора, или межфирменная задолженность, составляет 97 млрд долл., или 67% к ВВП. Ее большую часть составляют три крупных проекта с иностранным участием – Кашаган, ТШО и Карачаганак. Для реализации подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, находящиеся в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.
В целом рост межфирменной задолженности означает приток инвестиций в создание и расширение производств, приток современных технологий, создание новых рабочих мест и увеличение поступлений налогов в бюджет.
Таким образом, в совокупности внешний долг страны составил 152,7 млрд долл., или 83% к ВВП.
Согласно концепции бюджетной политики, соотношение внешнего долга страны не должно превышать 100% от ВВП.
Надо отметить, что более 80% внешнего долга страны приходится на обязательства частного сектора, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают.
"В международной практике принято исключать межфирменную задолженность при анализе параметров внешнего долга, так как она считается наименее рисковой. Ведь аффилированные кредиторы заинтересованы в продолжении успешной деятельности заемщиков, и во многом эти обязательства являются условными. Внешний долг Казахстана находится под постоянным мониторингом и контролем со стороны правительства и Национального банка. Внешний долг – это не нагрузка на население страны", – сказал Асет Иргалиев.
Внешняя задолженность при наличии возможностей рационально погашать ее (стабильный уровень доходов, наличие ликвидных активов) служит дополнительным источником инвестиций для развития страны.