/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 426,81 Brent 36,55
Во втором полугодии мировая экономика может перейти в двухконтурный формат

Во втором полугодии мировая экономика может перейти в двухконтурный формат

Свободному рынку придется конкурировать с интеллектуальными платформами национальных госпланов.  

02 Июнь 2020 11:50 398

Во втором полугодии мировая экономика может перейти в двухконтурный формат

В июле под эгидой ООН состоится Международный форум по реализации целей устойчивого развития до 2030 года. В проекте задействованы 193 страны, сообщает finprom.kz.

Пандемия окончательно подвела итог возможностей свободного рынка обеспечивать устойчивость социально-экономических систем. Образцы успешного развития рухнули под последствиями COVID-19. Среди топ-20 стран с лучшей системой здравоохранения, по оценкам 2019 года, семь стран попали в черную двадцатку по смертности от коронавируса.

Из постсоветских стран в антиренкинге лишь Латвия, Казахстан — на 144-м месте. В противостоянии пандемии сказалась организационная память плановой экономики.

Пандемия, финансовый кризис, перепроизводство нефти, торговые войны, ожидание продовольственного дефицита — финальная сцена нынешней платформы глобализации. Главный вопрос: что вместо?

Возможно, ответы будут сформулированы в июле на форуме ООН «Ускоренные действия и пути преобразования: реализация десятилетия действий и достижения в интересах устойчивого развития» — мероприятии министерского уровня.

Интрига форума — обсуждение планов активной реализации методологической платформы для управления устойчивым развитием общества на глобальном и национальном уровнях. Это унифицированная база взаимоувязанных целей (17) и задач (169), решение которых, по мнению научного сообщества, обеспечит развитие в связке: доходы населения, возможности для самореализации, качество жизненной среды. На протяжении пяти лет (с 2015 по 2019 год) 193 страны внедряли международную платформу в свои системы государственного планирования.

Казахстан — в арьергарде процесса. Согласно данным ООН, казахстанская система государственного планирования в 2019 году соответствовала целям устойчивого развития на 79,9%. Один из приоритетов внешней политики Казахстана — стать межрегиональным хабом по продвижению устойчивого развития в страны Центральной Азии и Афганистан.

На примере Казахстана ограниченность свободного рынка в реализации принципов устойчивого развития более чем очевидна. Пример с банковским сектором. За 10 лет масштаб банковских кредитов в генерацию основных фондов сократился с 12% до 2% к ВВП. Кредитный портфель банков, направленный на создание добавочных стоимостей, составляет всего 2% от казахстанской экономики. Зато масштаб поглощения свободной ликвидности населения (депозиты физлиц) вырос с 10% до 13% к ВВП.

Другой пример издержек свободного рынка. Со всех государственных трибун заявляют о развитии «экономики знаний». По факту сектор образования на дне рынка труда. Среднемесячная зарплата — одна из самых низких в Казахстане, всего 110 тысяч тенге. Объем инвестиций на одного работника в год — всего 140 тысяч тенге. При этом образование — один из самых емких по количеству рабочих мест секторов. Аналогичная ситуация с сельским хозяйством.

Казахстану необходимо извлекать максимум из заложенного потенциала национальной системы государственного планирования, а именно, конкретизировать целевое использование ресурсов и инфраструктуры государственной поддержки в контексте внятной модели развития страны, области, населенного пункта.

Конкретизация должна быть стандартизированной, универсальной для всех институтов и уровней власти. Вот вопиющая иллюстрация такой необходимости. В 2016 году порядка 85% стоимости проектов, профинансированных БРК (один из главных источников диверсификации экономики РК), пришлось на компании с государственным участием, включая субъекты квазигосударственного сектора. Что противоречило задаче стратегического плана Казахстана — сократить долю участия государства в экономике до 15% к 2021 году. По сути, базовый институт развития страны вывел значительные ресурсы из запланированной диверсификации экономики.

Созданная комиссия по восстановлению экономического роста — сигнал для экстренной реформы технологии госплана. Правительство благополучно отчиталось перед мировым сообществом о соответствии казахстанских программ развития на 79,9% целям и задачам устойчивого развития. Но на внутреннем рынке до сих пор нет четко сформулированной модели того, куда, как и через какие механизмы развивается страна.

Система госпланирования — это сотни параллельно функционирующих программ развития (включая стратегии, концепции, послания президента, дорожные карты и прочие планы мероприятий).

Но ни одна программа не отвечает на вопросы:

1) каков ее вклад в общую модель развития Казахстана;

2) как она синхронизирована с другими программами.

Технологическая ошибка в национальной системе госпланирования лежит на поверхности. Ответственное ведомство пропустило принципиально важную рекомендацию Елбасы, где сформулирована главная сущность национального госплана еще в декабре 2012 года.

«Страна должна работать как единая корпорация, а государство должно быть ее ядром. Сила корпоративного мышления кроется в том, что все процессы рассматриваются как единое целое. Государственные управленцы всех уровней должны научиться такому бизнес-мышлению». «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Послание первого президента.

Казахстан как единая корпорация — базовый и связующий принцип всей системы государственного планирования, где все процессы корпорации работают на главную цель: повышение доходов населения, условий для самореализации и качества жизненной среды.

Вот один из вариантов визуализации такого подхода.

В век цифровых технологий, нейронных сетей, искусственного интеллекта понятная и унифицированная платформа развития — главный инструмент для эффективного управления устойчивым развитием страны.

Казахстану необходимо создать условия для двухконтурной экономики: свободный рынок и интеллектуальная платформа национального госплана, работающего на творческую и экономическую самореализацию общества. В противном случае госресурсы будут уходить на максимизацию прибыли весьма ограниченного круга лиц под крышей многостраничных документов о светлом завтра.

Три сценария развития мировой экономики после кризиса озвучил К. Келимбетов

Что ждет мировую экономику после глобального кризиса из-за пандемии коронавируса?   

21 Май 2020 15:41 817

Три сценария развития мировой экономики после кризиса озвучил К. Келимбетов

На этот вопрос ответил управляющий Международным финансовым центром “Астана” Кайрат Келимбетов в интервью РИА Новости. По его мнению, надо рассматривать три основных сценария.

Первый касается крупных экономик мира, которые продолжат режим самоизоляции и разделятся на несколько независимых макрорегионов. Все внимание они бросят на развитие собственного производства и финансовых систем. Причина этого в росте глобализации, из-за которого страны, как США, несут потери. Второй сценарий – это масштабная поддержка банков и предприятий на национальном уровне. Однако он не совсем подходит для нашей страны и России, так как самоизояция и импортозамещение не позволят сохранить темпы роста экономики.

Мировая экономика просядет на 4% из-за коронавируса

Цены на металлы в среднем снизились на 16%, сообщает inbusiness.kz.  

19 Май 2020 09:55 402

Мировая экономика просядет на 4% из-за коронавируса

По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, глобальная торговля сократится на 32% из-за пандемии коронавируса.

«Согласно обновленным прогнозам международных организаций, мировая экономика сократится на 4%, а глобальная торговля – на 32% в 2020 году. С начала года нефть подешевела на 50%, цены на металлы в среднем снизились на 16%", – сказал он. 

При этом, по его словам, существует риск дальнейшего спада мировой экономики, торговли и инвестиционных потоков. 

«Нарушены глобальные и региональные цепочки поставок, снижается спрос», – резюмировал министр.

Дана Карина