Сегодня в регионе имеется уголь четырех марок по цене от 12 тыс. до 16,5 тыс. тенге, но его объемов недостаточно. По официальной информации, в 12 районах области имеется 25 железнодорожных угольных тупиков, они оснащены подъездами, стоянками и требуемой инфраструктурой для разгрузки и погрузки угля, сообщает корреспондент inbusiness.kz. В тех районах, где железнодорожные тупики отсутствуют, уголь завозится автотранспортом. По состоянию на 29 ноября текущего года на тупиках имелось 16 390 тонн топлива четырех марок. Средняя стоимость угля варьируется: самый дешевый – "Богатырь" – 12 тыс. тенге, самый дорогой – "Шубарколь" – 16 500 тенге за тонну.
"В ноябре наблюдалось отставание от запланированного графика поставки угля в наш регион, поэтому в некоторых районах области образовался дефицит. Уголь на тупиках отсутствовал либо находился там в малом количестве. Стоит отметить, что данная проблема и нестабильная ситуация с обеспечением населения твердым топливом затронула не только нашу область. Дефицит угля наблюдался в Актюбинской, Акмолинской, Алматинской, ВКО, Павлодарской области и городе Нур-Султане", – рассказал на брифинге в службе региональных коммуникаций заместитель акима Костанайской области Гауез Нурмухамбетов.
По состоянию на 26 ноября в область прибыло более 58 тыс. тонн угля, или 843 полувагона. Регион не получил 2362 тонны, или 33 полувагона. По словам замакима, основная причина дефицита полувагонов связана непосредственно с их задержкой на станциях отправления. Кроме того, с наступлением холодного периода уголь пользуется у населения большим спросом, потребность увеличивается в разы, что сказывается на быстрой покупаемости топлива в местах продаж.
По информации крупных поставщиков угля в регионе, основной причиной дефицита топлива являлась несвоевременная постановка вагонов. Увеличивался срок доставки от грузоотправителя до получателя. В связи с непростой ситуацией 9 ноября акимат Костанайской области направил письма в министерство индустрии и инфраструктурного развития, а также в ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки". В обращении костанайцы просили оказать содействие в обеспечении твердым топливом с основных крупных разрезов и беспрепятственной транспортировки дополнительных порожних вагонов.
По заявлению властей, в настоящее время ситуация с наличием угля постепенно стабилизируется. Местными исполнительными органами совместно с поставщиками ведется активная работа на местах продаж: созданы оперативные бригады, уголь отпускается строго по определенному тоннажу, до 5 тонн в одни руки.
"Динамика в целом обретает положительный характер. Ведется ежедневный мониторинг и контроль поступающих в область полувагонов. Создан оперативный штаб по обеспечению беспрепятственной транспортировки полувагонов на места назначения. В случае возникновения нештатных ситуаций, таких как простой вагонов на станции, затяжная отгрузка угля, местные исполнительные органы запрашивают номера полувагонов у поставщиков и моментально направляют данные в областную "КТЖ" для дальнейшего продвижения этих полувагонов на тупики. В особый приоритет ставятся менее обеспеченные углем районы", – отметил заместитель акима.
По словам Гауеза Нурмухамбетова, на декабрь планируется отгрузка порядка 64 500 тонн угля, или 907 полувагонов для Костанайского региона. Вопрос обеспечения имеет стратегический характер и находится на постоянном контроле у руководства области. Ко второй половине декабря ситуация с дефицитом угля будет полностью решена.
Таисия Колевид, Костанай