Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
Депутатов интересовали проблемы закупа лекарств, оснащения скорых, качества ввозимых препаратов, мер государственной поддержки отечественных производителей и другие. В дискуссии участвовали вице-министр здравоохранения Камалжан Надыров, руководитель "СК-Фармации" и Национального центра экспертизы лекарственных средств. Заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлия Якупбаева выступила по вопросу государственной поддержки отечественного фармпроизводства:
"Вопрос лекарственного обеспечения очень чувствительный для населения. Людей интересует три простые вещи – это цена, качество и доступность препаратов. В этой связи все передовые страны мира стараются развивать собственную фармацевтическую промышленность. И хотя доля импортных препаратов еще значительна, линейка продукции отечественной фармации уже составляет порядка 2000 наименований. Сегодня в Казахстане производятся препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы, пищеварительного тракта и обмена веществ, мочеполовой системы, костно-мышечной системы, дерматологических заболеваний, противопаразитарные и противоопухолевые препараты. Налажен выпуск антибиотиков и противовирусных лекарств и т. д. Не выпускаются только гормональные препараты, вакцины и сыворотки", – отметила Юлия Якупбаева.
Во многом такой результат достигнут за счет долгосрочных договоров с единым дистрибьютором – СК "Фармацией". Всего за десять лет заключено долгосрочных договоров на сумму порядка одного триллиона тенге. И долгосрочные договоры объективно стали ориентиром для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.
"Но проблемы сегодня есть, и мы их обсуждали на уровне заместителя премьер-министра буквально перед Новым годом. Во-первых, вопрос неправильного планирования закупа. Корректировка объема закупа может доходить до 25%. Но это огромные суммы. Убытки, которые в результате неправильного планирования организаций несет бизнес, не позволяют нормально функционировать, планировать работу, оплачивать заработную плату работникам, не говоря уже о вопросах развития предприятия", – подчеркнула заместитель председателя правления.
Во-вторых, нечеткие условия договоров. Имеются жалобы от производителей, когда существенным образом меняются не только объемы, но и цены закупа. Инвесторские риски не закрыты, притом что требования к производству и экспертизе очень жесткие.
"Для того чтобы начать производство лекарственных препаратов требуется от трех до пяти лет. Необходимо построить завод, выстроить процессы по наилучшим международным практикам, провести соответствующую сертификацию, получить лицензию на производство, зарегистрировать препарат. Провести мероприятия по экспертизе/оценке безопасности/маркетингу и т. д. И это только "крупными мазками". В результате для инвестора, заключившего долгосрочный договор с государством и прошедшего весь этот "тернистый путь", становится неожиданностью, что препараты в итоге не закупаются, возвращаются, а произведенные препараты вовремя не оплачиваются", – добавила Юлия Якупбаева.
Эти факторы негативно влияют на желание инвесторов вкладываться в этот сегмент, замедляют процесс импортозамещения в фармотрасли.
Отечественные производители работают не только на государственный закуп. По итогам 2018 года экспорт составил почти 30 млн.долларов, растет представленность и в рознице.
"Совместно с Министерством индустрии, Миннздравом и бизнесом разработан проект Дорожной карты мер государственной поддержки для ОТП. В нем содержатся и решения вышеуказанных проблем, и мероприятия по частичному субсидированию части затрат на финансирование, клинические исследования и т. д. Если эти меры будут поддержаны, то, соответственно, снизится себестоимость выпускаемой продукции, повысится доступность для населения и вырастут объемы экспорта", – сказала спикер.
Еще одна мера повышения доступности лекарств для населения – это повсеместное развитие цифровизации. Кодексом о здравоохранении уже закреплена норма о необходимости указания в рецепте не торгового наименования (например, пенталгин), а активного действующего вещества. Но не все о ней осведомлены. В мобильном же приложении должна быть возможность узнать, где и какие препараты по данному активному веществу продаются, сколько они стоят, и кто их производитель. В результате пациент сам сможет, ориентируясь на свои финансы и локацию выбрать лекарство из представленного ассортимента.
"Уверены, что в XXI веке акцент в ценовом регулировании должен делаться на цифровые технологии, а не на человеческий фактор и приказы из 47 страниц", – резюмировала Юлия Якупбаева.