Он отметил, что для этого следует создать дорожную карту. При этом на сегодня товары перевозят по реке пока между нашей страной и Россией. Объем грузоперевозок с северным соседом – около 260 тысяч тонн в год. В планах –этот показатель увеличить. Ну, а что нужно для развития речного судоходства нам расскажет корреспондент Atameken Business.
"Как депутат от Восточно-Казахстанской области, я предлагаю восстановить речное судоходство, включить старый водный маршрут от Черного Иртыша КНР, по Иртышу и Оби вплоть Обской губы и до Ледовитого океана. Некоторое время назад этому мешало недостроенное шлюзовое отделение Ново-Шульбинской ГЭС. На сегодня шлюзовое отделение введено в эксплуатацию и функционирует, нет никаких преград для прохождения речных судов", - сказал депутат мажилиса парламента РК Лукбек Тумашинов.
По информации министерства транспорта, в 50-60-е годы доля грузопотока по реке Иртыш составляла до 3 млн тонн, пассажиропотока - до 2,5 млн человек ежегодно. Но с конца 80-х, и по сегодняшний день, показатели начали заметно снижаться: грузопоток - в два раза. А пассажирское судоходство - практически отсутствует. Причин тому несколько. Это остановка строительства Шульбинского судоходного шлюза, разрыв транспортно-логистических связей в ходе распада СССР, бесконтрольное изъятие песка и песчано-гравийной смеси из русла реки. Это привело к просадке русла, вследствие чего уровень воды в Иртыше в районе города Павлодар, к примеру, опустился до полутора метров. По мнению специалистов "Қазақстан су жолдары", в последние годы самая продолжительная в стране водная артерия, сталкивалась с сокращением объема притока впадающих мелких рек.
"Но хочется отметить, в текущем году есть положительная динамика. Уровень воды восстанавливается. Будем надеяться, что динамика продолжится. Поэтому развивать судоходство, конечно же, необходимо с учетом реальных условий на реке Иртыш. Надо подбирать грузовые суда с соответствующей осадкой, чтобы они уже были готовы к таким глубинам, которые на сегодня существуют у нас", - сказал заместитель гендиректора по НБ РГКП "Қазақстан су жолдары" Вадим Кузьмин.
Ранее депутат Тумашинов говорил, инфраструктура береговых сооружений, пристани, причалы сохранены. Остаётся провести дноуглубительные работы на Иртыше со стороны России, очистить фарватер и обозначить участки прохождения судов. А в "Қазақстан су жолдары" напомнили, что пассажирское судоходство на сегодня практически отсутствует. Но восстановить данное направление и увеличить грузопоток возможно. Для этого подсчитали, в какую сумму обойдется реконструкция инфраструктуры вдоль маршрута.
"С учетом обновления паромных переправ, у нас их две, обновление грузопассажирского флота, строительство береговой инфраструктуры, в том числе и для грузовых и пассажирских перевозок, по предварительным подсчетам, сумма инвестиций может составить до 65 млрд тенге", - отметил заместитель гендиректора по НБ РГКП "Қазақстан су жолдары" Вадим Кузьмин.
На сегодня по реке в Россию экспортируют в основном строительные материалы, импортируют – лесоматериалы. По подсчетам "Қазақстан су жолдары", ежегодный грузопоток с соседней страной составляет около 260 тысяч тонн. Северный сосед заинтересован в увеличении показателя. Казахстанская сторона ведет соответствующие переговоры, как с российской, так и китайской. Между тем аналитик Института мировой экономики и политики Арман Токтушаков считает, что потенциал у основной водной артерии республики, соединяющего соседние державы, есть. Развитие речного судоходства выгодно для трех сторон. Ведь это даст новый импульс для повышения экономики, позволит диверсифицировать торговый оборот и расширить экспорт товаров, утверждает эксперт. Он также озвучил привлекательность судоходства на Иртыше.
"Это самое главное – низкая себестоимость. Экономически это более выгодно. Отправлять можно дешевле, поскольку не такой большой объем энергоресурсов требуется. Второе – большое разнообразие товаров, которые можно перевезти", - сказал эксперт Института мировой экономики и политики Арман Токтушаков.
Помимо более широкой номенклатуры, спикер также добавил увеличение объемов товарооборота и экологичность. Речная перевозка подразумевает меньше выбросов вредных веществ, чем от авиа и автотранспорта.
Впрочем, не одним речным судоходством богат Казахстан. В стране сейчас активно наращивают грузопотоки по воде, по воздуху и на суше. По данным министерства транспорта, в прошлом году по Транскаспийскому международному транспортному маршруту между Казахстаном и Китаем перевезено 23 млн тонн продукций. В планах этого года - достичь 27 млн. А как сообщает пресс-служба нацпалаты Атамекен, национальный авиаперевозчик скоро может возобновить транзитные грузоперевозки воздушным транспортом. Для этого были приложены усилия для того, чтобы упростить таможенные формальности. Последние пять лет транзитный поток товаров авиа-путями был приостановлен.
Читайте по теме:
В чем причины слабого разлива Иртыша в этом году?