Введение платности поможет сохранить дороги в Казахстане – эксперты

2861

Участники программы "Большая неделя" на телеканале "Хабар" обсудили качество и стоимость автомобильных дорог республиканского значения в Казахстане и пришли к выводу, что только платность поможет сохранить их в рабочем состоянии.

Введение платности поможет сохранить дороги в Казахстане – эксперты Фото: Казавтожол

Были приведены следующие сравнительные данные – реконструкция в Казахстане одного километра четырехполосной автострады обходится в 1,6 миллиона долларов, в Германии на это же уйдет более 7 миллионов долларов, в США – более 4 миллионов долларов, в России и Китае – 2,5 миллиона долларов. При этом, как заявил участник шоу Сапарбай Жобаев, кандидат экономических наук, дороги в Казахстане и России должны обходиться бюджету на 40% дороже, чем в Европе с ее более мягким климатом.

По словам пресс-секретаря национальной компании "КазАвтоЖол" Диаса Ахметшарипа, также участвовавшего в дискуссии – протяженность дорог республиканского значения в Казахстане составляет примерно 25 тысяч километров. Из бюджета деньги выделяются только на их строительство, но не на содержание. В текущем году "КазАвтоЖол" получил из республиканского бюджета всего лишь 18 миллиардов тенге, хотя по нормативам должно быть 46 миллиардов тенге.

В такой ситуации неизбежно должна была возникнуть идея введения платности на участках республиканских дорог для получения средств на содержание автотрасс.

"В 2013 году мы ввели платность на дороге Астана – Щучинск, за семь лет тариф не менялся, и он не будет меняться. Семь лет деньги за проезд по этой дороге собирались, копились, закупалась техника – и теперь эта дорога выдержит любую критику. В будущем на платных дорогах деньги также будут собираться и уходить на их содержание", – заявил Диас Ахметшарип.

Вопрос дефицита денежных средств на строительство и содержание дорог также поднял Талгат Темирханов, заместитель председателя правления НПП "Атамекен". Он констатировал, что в этом году очень сильно подскочила стоимость арматуры, бетона, других строительных материалов. А это значительно скорректировало стоимость проектов. Но заявление "КазАвтоЖола" о введении платности на новых участках, это почти 6 тысяч километров республиканских трасс, вызвало большой общественный резонанс.

"Если помните, летом водители большегрузов скооперировались и провели несколько несанкционированных акций в Шымкенте, Туркестане, Алматы, Нур-Султане. Мы выезжали с представителями Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, местных исполнительных органов, встречались с водителями. Основной посыл, который они хотят донести – насколько качество дорог должно соответствовать критериям платности. Изначально предполагалось, что 5 800 километров дорог станут платными, это дороги первой, второй, третьей категории. Поэтому произошел такой резонанс – эти дороги не соответствуют критериям платности. После этого резонанса вопрос введения платности притормозили, создали рабочую группу, куда пригласили все заинтересованные стороны, в том числе и представителей перевозчиков. И на сегодняшний день есть решение – по третьей категории дорог платность не вводить. По второй категории – вводить, но только после проверки дорог с привлечением общественности", – рассказал Талгат Темирханов.

Участники программы обсудили и вопрос этического характера – республиканскими трассами преимущественно пользуются дальнобойщики, большегрузы со значительным перевесом разбивают дорожное полотно. А платят за ремонт трасс все граждане Казахстана, отчисляющие налоги в республиканский бюджет.

Талгат Темирханов в этой связи обратил внимание участников на такой нюанс – казахстанскими дорогами пользуются не только отечественные перевозчики, но и транзитники: россияне, белорусы, узбеки, кыргызстанцы. И российский с белорусским автопарки по масштабам значительно превосходят казахстанский. В связи с чем возникает вопрос: а для кого тогда мы строим все эти современные автобаны, если не берем плату с иностранных перевозчиков за проезд по ним, а деньги на ремонт разбитых трасс достаем из собственного бюджета?

При этом, по словам Диаса Ахметшарипа, крупные казахстанские компании-перевозчики платить готовы.

"Недавно я ездил в южные регионы, где мы снова встречались с водителями. Я все их требования записал, буду доводить до моего руководства. Но крупные перевозчики уже готовы платить по тарифу 5-25, то есть, от пяти до 25 тенге за километр. В России, к слову, этот тариф на наши деньги – от 7 до 55 тенге за километр в зависимости от груза. Моменты недопонимания остались у так называемых "серых" перевозчиков – которые возят грузы без контрактов и не платят налоги", – отметил пресс-секретарь "КазАвтоЖола".

Журналисты задали вопрос от зрителей: почему платным дорогам нет бесплатных альтернатив?

"Бесплатные альтернативы у нас есть. Другое дело, что законом у нас не предусмотрено специальное строительство таких альтернативных дорог. Но такие дороги у нас есть, другое дело, что придется небольшой перепробег совершить. Скажем, до того же Щучинска можно добраться через Атбасар", – ответил примером Ахметшарип.

Корреспонденты программы опросили казахстанцев на тему плюсов и минусов платности дорог. Граждане страны в блице высказывали разные мнения, но общий знаменатель один – если будут качественные автобаны с развитым придорожным сервисом, то почему бы и не платить за проезд по ним.

"Что касается придорожного сервиса, то я опять приведу в пример дорогу Нур-Султан – Щучинск. Когда семь лет назад мы вводили платность, на этой дороге еще ничего такого не было. Сейчас на трассе в 211 километров от шлагбаума до шлагбаума у нас работает порядка 150 единиц комбинированной дорожной техники. Прошел снег – техника выезжает, чистит трассу. Если ты на этой дороге встал, звонишь в наш колл-центр 1403, который работает круглосуточно семь дней в неделю. Но это все нарабатывалось постепенно с введением платности. А наши люди хотят все удобства получить еще до того, как начнут платить за проезд", – пояснил пресс-секретарь "Казавтожола" Диас Ахметшарип.

На критику относительно качества казахстанских региональных дорог ответил Азамат Жайсанбаев, вице-президент АО "КазДорНИИ"

"Вечных дорог не бывает – их разрушает температурное воздействие, давление грузовых автомобилей. Мы рассчитываем дорожную одежду на 16 лет, в течение которых должно быть проведено два средних ремонта – каждый через пять лет. Есть простая истина – если вовремя не вложить один доллар в ремонт дороги, то потом придется потратить уже 10 долларов. То есть, если появилась трещина на дороге, она должна быть вовремя залита. При ограниченном финансировании происходит быстрое разрушение участков дорог", – констатировал Азамат Жайсанбаев.

Еще один проблемный момент – инфляционное давление. О нем высказались исполнительный директор Ассоциации автодорожников Казахстана Петр Давыденко и Жамбыл Бакияр – заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК. По словам Петра Давыденко, из-за инфляции подрядчики, начавшие строительство различных участков казахстанских дорог в 2017 году, сегодня фактически доведены до банкротства ростом цен на стройматериалы. Жамбыл Бактияр ответил, что цены рассчитывались с учетом инфляции, и пообещал Петру Давыденко, что министерством индустрии будет проведена эскалация выплат. После чего констатировал, что лишь введение платности поможет сохранить дороги в Казахстане.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться