Буквально вчера депутаты мажилиса предложили приостановить прямые выборы акимов районов, передает inbusiness.kz.
Такие выборы с 2023 года проводятся в пилотном формате, и за это время на основе прямого голосования были избраны 52 акимов районов и городов областного значения.
Предполагалось, что введение прямых выборов приведет к смене подходов в местном управлении, сделает его более результативным и ориентированным на запросы населения. Однако на практике реформа столкнулась с рядом проблем.
Почему возникла инициатива приостановить этот процесс? Какие результаты дал пилотный проект?
С сельскими акимами все ясно и понятно
25 июля 2021 года в стране прошли первые прямые выборы сельских акимов. Реформа по выборам сельских акимов в Казахстане был проведена впервые в Центральной Азии. До 2021 года акимы сельского уровня выбирались косвенным методом депутатами маслихата района, а кандидат выдвигался акимом района.
Первая кампания охватила 729 сельских населенных пунктов в 14 областях страны и продемонстрировала высокий интерес сельчан к новому механизму: было выдвинуто свыше двух тысяч кандидатов, причем 63% из них стали самовыдвиженцами.
Впервые у сельских жителей появилось не формальное, а подлинное право решать, кто будет отвечать за развитие территории, где они живут. Сегодня во всех 2 334 селах Казахстана работают избранные акимы. Следующим этапом уже стали выборы районных акимов.
Что не так с выборами районных?
Идея выборности акимов районов хоть и поддерживается экспертами и политологами, но вызывает определенный скепсис. Историк и в прошлом политический деятель Берик Абдигалиулы в подкасте Abay Live предложил критически оценить эффективность прямых выборов районных акимов. Только в этом году, по его данным, выборы акимов шести районов и одного города обошлись бюджету примерно в 1 млрд тенге.
При этом, по его мнению, "пока что между избранными и назначенными акимами районов особой разницы нет". Поэтому было бы лучше направить выделяемые средства на решение более насущных проблем. Также Берик Абдигалиулы отметил, что наблюдает "электоральную усталось", выборы на местах проходят непрерывным потоком – избирают сельских и районных акимов, депутатов маслихата. И так по бесконечному кругу.
Политолог Талгат Калиев отмечает, что к выборам районных акимов необходимо подходить с учётом уровня подготовки потенциальных кандидатов.
"Должны быть некие образовательные цензы, опыт работы и так далее. Потому что, когда человек приходит абсолютно неподготовленным, ему сложно работать с бюджетными процедурами, у него нет управленческого опыта, он не понимает принципов работы всего коммунального хозяйства. И ему приходится всему этому учиться, а в это время фактически работа акимата оказывается парализованной", – считает Калиев.
По его мнению, вопросы эффективности акимов могут быть связаны именно с финансовыми и административными процедурами. Поэтому, если в стране действительно хотят повысить эффективность, нужно в первую очередь решить этот вопрос.
"Учитывая, что акимы нередко приходят на должность без достаточного опыта, необходимо создать специальный обучающий курс наподобие MBA для акимов, в рамках которого за месяц–два их можно было бы оперативно подготовить: обучить бюджетным процедурам, основам управления коммунальным хозяйством и другим ключевым вопросам", – предлагает политолог.
Политолог Эдуард Полетаев считает, что вопрос прямых выборов районных акимов требует более взвешенного подхода. Если на уровне сел такая практика уже доказала свою эффективность, то на районном уровне возникает больше рисков – от нехватки квалифицированных управленцев до значительных бюджетных расходов при досрочной смене акимов. Он также обращает внимание на траты, которые, возможно, является неоправданными.
"Когда аким уходит раньше срока, государство платит дважды, хотя эти деньги можно было направить на воду, интернет, школы и медпункты в селах. Поэтому временно можно перейти к выборам через маслихаты - так будет дешевле и надёжнее. Районный аким должен разбираться в экономике, земле и крупных проектах, а неподготовленный человек легко становится зависимым от аппарата или уходит в популизм. Лучше сначала подготовить сильных управленцев на сельском уровне, а потом уже выводить их на районный", – отмечает Полетаев.
С ним согласен другой политолог Данияр Ашимбаев. Он обращает внимание на то, что уже на уровне сельских округов проявилась проблема частой сменяемости избранных акимов из-за конфликтов с местными элитами и руководством.
"В итоге – кадровая чехарда и необходимость постоянно проводить новые выборы с миллионными расходами. И это еще одна головная боль для районных руководителей. Районные акимы спокойно работают, но все равно возникает вопрос: в чем разница между избранным и назначенным акимами? Население и начальство, как показывает практика, особой разницы не видит: неважно, откуда аким взялся, важно, как он работает. Предполагалось формирование компетентного акимского корпуса, опирающегося на социум, но при выборе люди (и те, кто направляет общественное мнение) часто руководствуются иными критериями", – уверен Ашимбаев.
Дошло и до мажилиса
Обсуждение в экспертном поле, видимо, заметили и народные избранники. Так, депутаты мажилиса Ерлан Саиров и Мархабат Жайымбетов на заседании палаты указали на то, что часть избранных руководителей проработала недолго и не успела показать устойчивые изменения, при этом их полномочия и ресурсы были ограничены, что делало многие обещания невыполнимыми. Мажилисмены считают, что сначала необходимо сформировать профессиональный корпус сельских акимов.
"Мы должны урегулировать вопрос финансирования районов. Сейчас у акимов районов мало полномочий, много ответственности. Образование, здоровье, ветеринария, центры занятости не подчиняются акиму района. Прежде всего, важно подготовить опытный корпус избранных сельских акимов. Тогда сформируется резерв политических, а главное профессиональных кадров", – сказал Жайымбетов.
Мажилисмен Ерлан Саиров считает, что сначала нужно укрепить корпус сельских акимов прежде, чем переходить к выборам на уроне районов – повысить статус акимов сел, расширить их полномочия и предоставить возможность формировать собственный бюджет.
"Теперь необходимо в рамках действующего законодательства еще больше расширить полномочия сельских акимов. Усовершенствовать на законодательном уровне механизмы формирования бюджета четвертого уровня. Это важная инициатива", – сказал Саиров.
Именно поэтому депутаты предлагают приостановить выборы районных акимов и пересмотреть механизмы их избрания.
А что в итоге?
В итоге дискуссия вокруг выборов акимов показывает: сама идея остаётся важной частью политической модернизации, однако её дальнейшая реализация требует более продуманной институциональной базы. Пилотный проект подтвердил интерес общества, но одновременно высветил системные проблемы — от нехватки подготовленных кадров и несовершенства бюджетных процедур до значительной стоимости кампаний и частой сменяемости руководителей.
Прежде чем расширять практику на районный уровень, государству предстоит укрепить законодательную основу местного самоуправления, усилить ресурсы акиматов и создать механизмы профессиональной подготовки будущих управленцев. Точный формат выборности должен стать результатом взвешенного подхода, при котором эффективность управления, устойчивость системы и интересы граждан будут в равновесии.
Читайте по теме:
Берик Абдыгалиулы предложил пересмотреть идею выборности районных акимов