Эксперты Фонда социального медицинского страхования продолжают мониторинг качества и объемов оказанных услуг, которые оказываю поставщики по гарантированному государством бесплатному объему медицинской помощи (ГОБМП) и по ОСМС, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
По результатам мониторинга за 6 месяцев 2021 года экспертами Фонда выявлено более 486 тыс. дефектов. Для сравнения, по итогам 1-го полугодия прошлого года эта цифра составляла 461 тыс.
Большая часть нарушений (74,4%) выявлена специалистами при оказании консультативно-диагностических услуг (КДУ) населению. Далее, по данным экспертов, допускаются факты необоснованного завышения объемов помощи/услуг – 67,0%, необоснованного отклонения лечебно-диагностических мероприятий от стандартов, правил в области здравоохранения/ клинических протоколов - 16,4%, некорректное оформление медицинской документации – 11,3% дефектов.
Также за эти полгода было выявлено более 11,3 тысяч неподтвержденных случаев оказания медуслуг, что составляет 2,3% от общего количества выявленных дефектов. Среди регионов наиболее часто "приписки" встречаются в г. Нур-Султане, г. Шымкенте и Жамбылской области, меньше всего в ЗКО, Атырауской, Костанайской и Акмолинской областях.
В отношении всех субъектов здравоохранения "нарушителей" были применены штрафные санкции.
Важной частью договорных отношений являются обязательства медицинских организаций в части доступности и качества оказываемых услуг, и фонд вправе требовать их исполнения. К слову, с этого года фондом внедрено в практику проведение проактивного мониторинга, при котором, при выявлении фактов неисполнения договорных обязательств поставщику предоставляется 45 календарных дней со дня подписания заключения на устранение и надлежащего их исполнения. Если дефект не устранен в срок, на медицинскую организацию налагается штраф.
"Проактивный мониторинг позволяет фонду предоставить шанс поставщикам для их устранения и надо отметить, что они стараются максимально устранить все нарушения, чтобы избежать штрафных санкций. В итоге выигрывает пациент, в интересах которого сотрудник фонда после выявления нарушений повторно проводит оценку деятельности поставщиков и требует их устранения. Между сотрудниками медицинских организаций и сотрудниками фонда данный формат мониторинга позволяет выстраивать доверительные отношения, чтобы совместными усилиями улучшить доступность и качество оказываемых услуг", – отметила Лаззат Шоманова, директор департамента мониторинга качества медицинской помощи Фонда соцмедстрахования.
Необходимо также отметить, что оплата за медицинские услуги, оказанные населению поставщиками фонда по пакетам ГОБМП и ОСМС производится только после проведения мониторинга качества и объема данных услуг. То есть оплачиваются только оказанные по факту услуги, подтвержденные документально, с соблюдением стандартов и правил оказания медицинской помощи, а также рекомендаций клинических протоколов.
Если пациент самостоятельно выявляет факты приписки услуги, которую он не получал, необходимо сообщить об этом в Фонд медицинского страхования. Для подачи жалобы или обращения нужно обратиться по телефону 1406 или через мобильное приложение Qoldau 24/7.
Для улучшения качества оказания медицинской помощи населению в медицинских организациях, фондом в этом году продолжена акция "Тайный пациент".
В рамках этой акции сотрудниками Фонда через "тайный" обзвон медицинских организаций был проведен мониторинг знаний специалистов регистратуры и медицинских работников о системе медстрахования, медицинских услугах, которые входят в ОСМС и ГОМБП, стандартам оказания медпомощи, а также по вопросам статуса застрахованности пациентов.
По итогам исследования самый высокий уровень знаний показали медработники Западно-Казахстанской (86%), Жамбылской (83%) и Восточно-Казахстанской областей (83%). Хуже всего дела обстоят в Мангистауской и Атырауской областях – здесь показатель знаний составил всего 68% из числа опрошенных. Также в тройку аутсайдеров попала Актюбинская область с 69%.
Полученные результаты, как отметили эксперты Фонда, позволят определить направления, по которым нужно усилить знания медработников и улучшить качество предоставления медицинских услуг. Мониторинг не предусматривает каких-либо мер взыскания, но станет основанием для адресного обучения медработников сотрудниками Фонда и позволит снизить количество неправомерных отказов пациентам в получении необходимой медуслуги, повысить сервис в медорганизациях, обеспечить пациентов компетентными консультациями.