Проблемой высоких цен на авиабилеты занимаются Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Министерство национальной экономики РК, сообщает портал Finprom.kz.
В текущем году остро стоит вопрос уровня цен на авиабилеты. В своем послании глава государства Касым-Жомарт Токаев высказал критику высокой стоимости авиабилетов.
Напомним, по итогам января-августа текущего года авиабилеты выросли в цене на 8,4% к аналогичному периоду 2018 года. Больше всего билеты подорожали в Мангистауской области – сразу на 24,4% за год. В Жамбылской и Атырауской областях цены на билеты подскочили на 19% и 16,9% соответственно по сравнению с январем-августом прошлого года. В мегаполисах РК цены на авиабилеты тоже рванули вверх: в Алматы – плюс 9%, в Шымкенте – плюс 7,7%, в Нур-Султане – плюс 6,7% за год.
МИИР РК намерен принять меры для снижения стоимости авиабилетов в Казахстане. Основными причинами высокой стоимости являются дефицит провозных емкостей, то есть нехватка необходимого количества самолетов для удовлетворения имеющегося спроса, и высокая стоимость авиатоплива.*
Для снижения стоимости тарифов 1 мая этого года был запущен отечественный лоукостер FlyArystan.
"На сегодняшний день глубина продаж составляет порядка двух месяцев, продано свыше 340 тысяч билетов, из них половина с минимальной стоимостью до 10 тысяч тенге", – сообщил в ходе брифинга заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Айбек Альжанов. По его словам, до конца года ожидается поступление дополнительно двух воздушных судов, в следующем году парк пополнится еще четырьмя воздушными судами, а к 2023 году будет состоять из 15 самолетов.
Кроме того, для кардинального изменения ситуации Правительством совместно с АО "ФНБ "Самрук-Қазына" планируется дополнительная капитализация авиакомпаний Air Astana и QazaqAir с целью увеличения парка воздушных судов. Также будет продолжена работа по снижению цен на авиатопливо, так как затраты на топливо составляют более 30% в себестоимости тарифа.
Кроме того, 21 сентября текущего года в отношении АО "Эйр Астана" и АО "Авиакомпания Scat" начато расследование о соблюдении антимонопольного законодательства. В целях изучения практики ценообразования на рынке услуг гражданской авиации Комитет по защите и развитию конкуренции МНЭ РК инициировал расследование в отношении обеих компаний по признакам нарушения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 174 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан: "Злоупотребление доминирующим или монопольным положением в части установления монопольно высоких цен на авиабилеты".*
Основанием для расследования послужила жалоба Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. По результатам расследования будет дана оценка обоснованности применяемых цен на авиабилеты.
Напомним: за восемь месяцев текущего года воздушным транспортом было перевезено 5,6 млн человек – на 1,9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее (5,5 млн человек). В целом за 12 месяцев 2018 года воздушным транспортом перевезли 7,9 млн пассажиров – на 6,9% больше, чем годом ранее.
Компанией Air Astana в 2018 году было перевезено 4,3 млн пассажиров— на 3,1% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (4,2 млн человек). На международные перевозки приходится 52,1%.
Доля Air Astana на международном рынке перевозок внутри Казахстана составляет 34%. Российский "Аэрофлот" занял 16% рынка, а авиакомпания Scat – 8%.
Также на международном рынке перевозок в РК осуществляют свою деятельность такие компании, как S7 (5% от рынка), Turkish Airlines (5%), "Украинские международные авиалинии" (4%), FlyDubai (4%), Lufthansa (3%) и другие (21%).