По словам мажилисмена Александра Милютина, в 2020 году, несмотря на пандемию и ограничения передвижения, доля высококвалифицированных специалистов в общей статистике эмигрантов достигла 54,3%, сообщает inbusiness.kz.
При этом Казахстан покинуло втрое больше медиков, в четыре раза больше педагогов, в пять раз больше технических специалистов, чем в предшествующем 2019 году. А также отток молодежи из страны, масштаб которого сейчас близок к критическому.
Среди основных причин депутат назвал продолжение снижения качества жизни казахстанцев, уверенности в завтрашнем дне и отсутствие доступного образования в стране.
"Десятки тысяч молодых людей покидают Казахстан, уезжают на учебу за границу, особенно в Россию, где учатся 60% всех уехавших за границу студентов и часто остаются там навсегда. Особенно тревожит то, что непопулярность получения высшего образования в Казахстане не связана с этносом или языком. Об этом свидетельствует тот факт, что среди тех, кто обучается в России и других странах и намерены остаться там, немалая доля этнических казахов", – сказал он.
Одной из причин этого, на его взгляд, является то, что в Казахстане с 2019 года заочная форма образования была приостановлена. И это притом, что в нашей стране практически нет возможности получать высшее образование по дистанционным технологиям, тогда как российские вузы широко предлагают такие программы обучения, считает депутат.
"Другой причиной является то, что абитуриенты из Казахстана имеют условия и возможности для поступления на бесплатное обучение наравне с россиянами, а выбор специальностей в России значительно больше. И, наконец, самой главной причиной, на наш взгляд, является то, что в России вероятность трудоустройства выше. Более половины казахстанских выпускников вузов не могут найти хоть какую-то работу, не говоря уж о занятости по специальности", – отметил он.
Между тем в Казахстане слабо мониторится рынок труда, вследствие чего по специальности не могут трудоустроиться даже выпускники, обучившиеся по программе "Болашак", отметил мажилисмен. При этом образование в вузах, в отличие от зарубежных, недостаточно ориентировано на выработку практических навыков, позволяющих выпускнику сразу включиться в рабочий процесс.
"Немаловажными также являются вопросы доступности ипотеки, детских образовательных учреждений для молодых семей, а также наличие материнского капитала, программ поддержки семьи, которые есть в России и отсутствует в Казахстане", – резюмировал депутат.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!