В центре развития цифровой экономики напомнили, что с 13 июля 2022 года за оборот табачных изделий без кода цифровой маркировки будут штрафовать с конфискацией товара и лишением лицензии.
Эти изменения внесены в статью 283 Кодекса Республики Казахстан "Об административных нарушениях" законом Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 137-VІI "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" (опубликован: "Казахстанская правда" от 12 июля 2022 г. № 130 (29757)).
Цифровая маркировка заменила акцизные марки с января 2022 года.
Акцизная марка табачной продукции представляла собой наклейку в виде графического рисунка, нанесенного на плотную самоклеящуюся бумагу прямоугольной формы. Однако данный вид маркировки не имел информационной ценности для потребителей и не был функционален для товарооборота - соответственно, акцизную марку можно было легко подделать и сложно проверить фейк. В связи с этим было принято решение заменить идентификацию табачной продукции уже имеющимся способом прослеживаемости и маркировки — кодом Data Matrix. Благодаря “оцифровке” отрасль сможет сэкономить на печати марок 840 млн тенге в год.
Теперь, согласно принятым изменениям в статью 283 Кодекса об административных нарушениях от 13 июля 2022 года, такие же меры наказания будут применяться при отсутствии цифровой маркировки на табачной продукции. Другими словами, средством идентификации табачных изделий в настоящее время является маркировка, которая полностью заменила функцию акцизной марки на табачной продукции.
“Оборот подакцизных товаров без средств идентификации, а равно со средствами идентификации неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, влечет штраф на физических лиц в размере 50 МРП (153 150 тенге), на субъектов малого предпринимательства – в размере 150 МРП (459 450 тенге), на субъектов среднего предпринимательства в размере 200 МРП (612 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства в размере 500 МРП (1 531 500 тенге), с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии”
В целом, объем рынка табачных изделий в 2021 году в Казахстане составил 1.57 млрд пачек (около 605 млрд тенге).
Для цифровой идентификации и прослеживаемости товаров в странах ЕАЭС, в том числе и в Казахстане, выбран двумерный код Data Matrix. С октября 2020 года в Казахстане все табачные изделия в обязательном порядке имеют такую цифровую защиту, а это значит, что уже сейчас с помощью мобильного приложения Naqty Onim можно получить всю необходимую информацию о товаре и убедиться в его легальности. Data Matrix обладает высокой степенью защиты: благодаря криптографическим методам шифрования его невозможно подделать. Кроме того, код Data Matrix, по сравнению с другими аналогами, может содержать в себе больший объем информации. Сведения с кода Data Matrix можно считывать даже при его повреждении до 30%.
На сегодняшний день в Казахстане обязательная цифровая маркировка внедрена в 3 товарных группах: табачные изделия, обувь и лекарства. В пилотной версии маркировка проводится на следующих товарных группах: вода и сахаросодержащие напитки и ювелирные изделия.