Больше того, специалисты считают, что новшество вызовет социальное напряжение среди автовладельцев. Поскольку повлечет массовые невыплаты по ДТП. Мнения экспертов выслушал Atameken Business.
Наиболее распространенной серой схемой, по которой в Казахстан пригоняют нелегальные авто, это временный ввоз. С начала 2019 года при помощи такой лазейки завезли почти 122 тысячи машин. По дорогам страны сейчас колесят свыше 4000 российских авто. И вот теперь, спустя много лет власти решили окончательно разобраться с проблемой. С 12 января этого года начнет действовать заапрет на страховку машин с иностранным учетом. Правда, в Ассоциации страховщиков выступили против такой законодательной поправки.
"Если люди не легализовали авто, это не значит, что они не будут продолжать ездить по Казахстану. Будут, соответственно, будут ДТП, и пострадавшие будут пытаться получить деньги с виновных, у которых не будет страховки. Одно дело те, кто отказывается ставить авто на учёт. А что, если приехали гости, они будут передвигаться по Казахстану. Я не представляю, что будет с международными перевозками", - отмечает председатель Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Верёвкин.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, в стране недавно объявили о начале программы по легализации иностранных авто. Были приведены определеные расчеты и статистика. По задумке, на первом этапе легазизовать удастся почти 300 тысяч автомашин. Одна обойдется в 250 тысяч тенге. Но вот загвоздка - в стране введен запрет на регистрацию машин страше 7 лет. А, как известно, больше половины нелегальных авто в республике уже в "престарелом возрасте". Им от 10 до 20 лет. Чтобы омолодить автопарк страны, некоторые экономисты предалагают ряд мер. Прекратить лоббировать интересы отчественных автосалонов и пересмотреть таможенные ставки.
"Властям убрать утильсбор, убрать неразумную, высокую первичную регистрацию, ненормальную по своей цене растаможку. Сделать это так как это было раньше, до 2010 года", - отмечает экономист Айдар Алибаев.
Но у представителей Ассоциации безопасности дорожного движения другое мнение. Они уверены - запрет на страхование иностранных машин все-таки наведет порядок на дороге.
"Те, кто пользовался этой лазейкой и катался на старых машинах с иностранным учетом, которые вызвали агрессию, нарушали ПДД, то для них все будет заканчиваться. Для них президент пописал нормы легализации и думаю наведется порядок", - считает руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов.
По словам экспертов, для обновления автопарка страны необходимы реальные доступные программы льготного автокредитования и усиление производства отечественных машин. И задача эта не одного года. А пока вопрос не решится, убеждены общественники, казахстанцы будут икасть новые серые схемы по ввозу подержанных, дешевых авто, превращая страну в большой автохлам.