Международная команда ученых обнаружила: в отличие от мужской, женская внешность воспринимается как более привлекательная почти во всех культурах мира. Такое открытие, основанное на оценках более 12 тысяч человек из 50 стран, может перевернуть традиционные представления о механизмах полового отбора у человека, передает inbusiness.kz со ссылкой на Naked-Science.
Исследование, проведенное специалистами из Института Макса Планка (Германия), Университета Квинсленда (Австралия) и Каролинского института (Швеция), попыталось ответить на вопрос, почему человеческий половой отбор, в отличие от многих других видов животных, отдает предпочтение не самцам, а самкам. Этой странностью более 150 лет назад заинтересовался еще Чарльз Дарвин, указав на несоответствие между теорией и наблюдаемыми фактами в человеческой эволюции.
Чтобы проверить, как воспринимается привлекательность лиц разных полов в разных культурах, ученые собрали и проанализировали данные из 28 независимых исследований. Все они включали нейтральные изображения лиц - без макияжа, эмоций и визуальных аксессуаров. В общей сложности 12 671 участник эксперимента оценил фотографии 11 191 человека. Далее исследователи применили многоуровневые модели для свода всех данных к единому статистическому основанию.
"Результаты оказались весьма однозначными: женские лица, в среднем, получали оценки выше — разница составила 0,4 стандартных отклонения. Это различие сохранялось как среди мужчин, так и среди женщин, причем представительницы прекрасного пола особенно высоко оценивали лица других женщин. Они оказывались "щедрее" в своих суждениях не только по сравнению с мужчинами, но и в абсолютном выражении", - поделились выводами эксперты.
Исследователи объясняют такую тенденцию возможным эффектом социальной солидарности, а также культурными установками, которые с детства формируют у девочек стремление к красоте и положительную оценку внешности.
"Женщин с раннего возраста учат быть красивыми, любить и поддерживать других женщин в этом стремлении", — отмечается в исследовании.
Мужчины же проявили большую строгость, как по отношению к себе, так и к женщинам. Авторы подчеркивают, что такая тенденция вряд ли является следствием конкуренции. Скорее, она отражает более широкую модель мужского восприятия, где положительная оценка дается сдержаннее. Эту особенность подтверждают и другие исследования, ранее показавшие, что мужчины, как правило, более критичны в суждениях о фильмах и товарах, снижая оценки чаще, чем женщины.
"Самым любопытным моментом исследования стало изучение морфологических признаков, влияющих на привлекательность. При добавлении в модель данных о чертах лица оказалось, что примерно 66% различий в оценках объясняется выраженностью феминных характеристик — мягкими, округлыми линиями и отсутствием угловатости. Стоило исключить эти параметры, как привлекательность женских лиц в глазах оценщиков резко снижалась. На оценки мужских лиц такое изменение не повлияло. Это позволило авторам сделать вывод: феминность является универсальным "усилителем" привлекательности", - отметили ученые.
Тем не менее, исследование выявило и исключения. В странах Южной Азии и некоторых регионах Африки гендерный перекос в восприятии оказался слабее или вовсе отсутствовал. Это говорит о том, что даже в таких, казалось бы, биологически обусловленных процессах, как оценка привлекательности, заметную роль могут играть культурные и социальные нормы.
Авторы работы подчеркивают, что их выводы имеют значение не только для эволюционной биологии, но и для социальных наук. Восприятие красоты — процесс сложный и многослойный, а его глобальные закономерности не всегда укладываются в простые модели, основанные исключительно на репродуктивных стратегиях.
Исследование опубликовано на биологическом препринт-сервере bioRxiv, где доступно для свободного ознакомления и научной дискуссии.
Читайте по теме:
В США женщина забеременела с помощью ИИ