23 ноября, зачитывая итоговый акт расследования группового несчастного случая, председатель комиссии Нурбек Кунанбаев был категоричен:
"Преступное халатное отношение! Степень вины работодателя - 100%. Вины работников - 0. Эти люди ни за что пострадали".
Как мы уже сообщали 10 ноября 2016 года в 14 час. 30 мин. на шахте "Саранская" Угольного Департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" в выработке главного конвейерного уклона К9 горизонта по окончании смены работники выезжали на дизелевозе "Феррит" монорельсовой дороги МДП-24Ф. На повороте в районе приводной станции ленточного конвейера "Гварек-1000" № 4 (пикет 47-62) произошел обрыв крепления людской тележки, в результате чего тележка с людьми "пролетела" вниз по выработке примерно 200 метров.
В результате аварии погибло три человека, двое находились в тяжелом состоянии и еще трое получили травмы легкой степени тяжести. Позднее один из получивших травмы скончался в больнице Караганды.
Для расследования обстоятельств и причин аварии на шахте "Саранская" была создана комиссия МИР РК, которую возглавил заместитель председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности Нурбек Кунанбаев.
Так же ДВД Карагандинской области начато досудебное расследование по ст. 156 ч.4 УК РК - "Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц".
На следующий после аварии день 11 ноября, пресс-служба "АрселорМиттал Темиртау" выпускает пресс-релиз, в котором предприятие, еще до оглашения выводов комиссии, делает заявление: "Сотрудники использовали транспорт, не соответствующий техническим стандартам. Не правильное использование неспециализированного транспорта привело к гибели трех и травматизму пятерых человек".
В тот же день в клинике имени Макажанова в Караганде скончался еще один из пятерых шахтеров, получивших травму.
В последние два года на "АрселорМиттал Темиртау" приходится до трети всех смертельных случаев на производстве, произошедших в группе ArcelorMittal.
В информационном письме для сотрудников АМТ, которое 14 ноября разослало управление охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности АМТ (копия есть в редакции), приводятся следующие данные:
"В 2015 году на предприятиях ArcelorMittal допущено 27 смертельных случаев, из них семь - в Стальном и Угольном департаменте "АрселорМиттал Темиртау", что составляет 26% от общего числа смертельных случаев.
С начала 2016 года в ArcelorMittal произошло 17 несчастных случаев со смертельным исходом, из них пять - в "АрселорМиттал Темиртау" (в Стальном департаменте погиб один человек, в Угольном департаменте - четверо), что составляет 30% от общего числа смертельных случаев в компании".
По мнению комиссии, расследовавшей групповой несчастный случай на шахте "Саранская", причинами аварии являются, как технические моменты – не проваренные швы несущих грузовых тележек, разрыв проушин, нарушение схемы сборки подвижного состава и т. п., так и организационные – привлечение неквалифицированного персонала, отсутствие контроля со стороны ИТР и недостаточность персонала.
"Еще три-четыре года назад слесарная группа насчитывала 38 человек, сейчас же сократили до 22", - отметил Нурбек Кунанбаев.
Комиссия так же разработал перечень из 12 мероприятий по устранению причин аварии, в числе которых проведение комплексного обследования подвесных монорельсовых дорог, и разработка и утверждение с уполномоченным органом по труду нормы численности Угольного департамента
То, что на "АрселорМиттал Темиртау" имелись многочисленные серьезные нарушения правил промышленной безопасности, доказали недавно проведенные проверки структурных подразделений министерства по инвестициям и развитию РК - комитета индустриального развития и промышленной безопасности и инспекции транспортного контроля по Карагандинской области комитета транспорта.
Но есть еще один не зарегистрированный комиссией факт: ни генеральный директор АМТ Парамжит Калон, который работает в компании с 1 мая 2016 года; ни директор Рудного департамента Маурильо Батело (с 1 мая 2016 года); ни Евгений Ромащин, работающий в должности руководителя Угольного департамента с 1 февраля 2016 года, сами не имеют положенного по казахстанским законам допуска к работе на предприятии.
Согласно п. 8 и п. 14 статьи 79 Закона "О Гражданской защите":
"Руководители юридических лиц, декларирующих промышленную безопасность, а также члены постоянно действующих экзаменационных комиссий указанных юридических лиц, сдают экзамены один раз в три года в порядке, установленном уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Экзамены сдаются на русском, либо казахском языках.
14. Лица, не сдавшие экзамены, проходят повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца".
Порядок сдачи экзаменов утвержден приказом министра здравоохранения и соцразвития РК от 25 декабря 2015 года №1019 и регулируется документом под названием: "Правила и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников".
Пункт 4 этих правил гласит:
"Лица, принятые на работу, в обязательном порядке проходят организуемое работодателем обучение с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда. Работники, не прошедшие обучение, инструктирование и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, к работе не допускаются".
Согласно ответа министерства по инвестициям и развитию на запрос журналиста abctv.kz, эту проверку (экзамен по ТБ) руководителей АМТ при вступлении в должность, комитет индустриального развития и промышленной безопасности еще не проводил ввиду отсутствия заявления от "АрселорМиттал Темиртау".
Что же касаемо трагедии на шахте "Саранская", то по результатам работы комиссии министерства по инвестициям и развитию от работы отстранено 16 ее сотрудников, в том числе - директор и его заместители.
"АО "АрселорМиттал Темиртау" ответственно в том, что нарушило требования ст. 182 Трудового Кодекса и ст. 16 Закона "О гражданской защите", - озвучил решение комиссии ее председатель, зампредседателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Нурбек Кунанбаев.
В заключение он добавил, что комиссия провела техническое расследование, а уголовное расследование ведут компетентные органы.
Олег И. Гусев, Караганда