Казахстан может вывезти на экспорт более 2 млн тонн зерна до конца текущего маркетингового года, и АО "Астык Транс" намерено помочь в этом путем снижения летом своего тарифа на транспортировку. Такое мнение abctv.kz высказал президент компании Рамазан Айгайбеков в кулуарах конференции "Казахстанская ниша 01/2018", организованной исследовательским бюро "Зерновые и масличные. Казахстан" в курортном поселке Бурабай.
"Где-то более двух миллионов тонн зерна до конца маркетингового года с апреля по август мы вывезем. С ноября мы грузим более миллиона тонн ежемесячно. Из них где-то 70% нашего зерна идет на экспорт. Основная погрузка идет на Иран, ячмень через порт Актау, а также на наши традиционные рынки в Средней Азии. В этом году хорошая погрузка у нас пошла на российские порты и далее в европейские страны, в частности в Италию", – отметил он.
Средняя оборачиваемость вагонов на Среднюю Азию у оператора зерновозов составляет 20 суток. При этом Актауский порт остается наиболее выгодным направлением, так как за месяц к нему можно делать два рейса, указал Айгайбеков в разговоре с abctv.kz. В то же время Китай становится привлекательным маршрутом, ведь восточный сосед начал принимать зерно в зерновозах, сообщил он.
"Осенью были проблемы [на границе с Китаем], мы отправили туда в первый раз зерно в зерновозах. Обычно Китай принимал зерно только в крытых вагонах в мешкотаре. Продкорпорация заключила контракт с одной компанией, и там действительно были проблемы по сертификации – карантинные службы запретили выгружать это зерно на землю. На границе с Китаем нет обычного терминала и места выгрузки. Сейчас по Алашанькоу строится терминал и по Достыку. В последнем открыли подъездной путь типа терминала с выгрузкой зерновозов. В апреле мы хотим отправить пробную партию, есть грузоотправитель, желающий доставить зерно насыпью в зерновозах. Это пробная партия в пределах трех-четырех тысяч тонн", – углубился в детали глава "Астық Транс".
Говоря о простое примерно 1,5 тыс. зерновозов возле порта Актау в октябре прошлого года, г-н Айгайбеков отметил, что сейчас проблемы с выгрузкой в судна уже нет.
"Терминалы "Северный" и "Ак Бидай" были полные. У зернотрейдеров не было конкретных контрактов с получателем, была задержка по подаче судна. Под эгидой "КТЖ" в октябре состоялось совещание с участием зернотрейдеров, Актауского порта, иранской стороны. Была проведена огромная работа, составлен план выхода из этого положения, в ноябре уже приехали туда и практически проблемы решили по выгрузке вагонов в судна. Сейчас у нас все подвязано", – заверил он.
Представитель дочерней компании "Русагротранс" считает, что факт транспортировки российского зерна в небольших объемах через порт Актау в прошлом году является хорошей тенденцией.
"В основном с России заходили вагоны "Русагротранса". Потом, чтобы эти вагоны не отправлять порожняком, в Россию не сдавать, мы их брали себе, согласно договору с "Русагротрансом". Они уже уходили гружеными под казахстанским флагом в российские порты на ЕС и на Новороссийск", – отметил Рамазан Айгайбеков.
При этом он констатировал, что зерновозы "Астық Транс" не уходят в Россию в период горячего сезона, когда ставки на аренду вагонов у северного соседа растут. Наши зерновозы работают только на казахстанского грузоотправителя, подчеркнул он. Кроме того, г-н Айгайбеков сообщил, что компания планирует опустить ставки на транспортировку зерна "с мая до сентября".
"Зерновозы пять месяцев работают, семь месяцев стоят. В этом году более или менее наши крестьянские хозяйства вырастили хороший урожай – мы семь-восемь месяцев, думаю, поработаем. В 2016 году такого урожая не было. Мы четыре месяца работали, восемь месяцев стояли, ждали, наши вагоны понесли большие расходы по отстою", – рассказал он.
Говоря о проблеме затягивания погрузки зерна в элеваторах, президент "Астық Транс" пояснил, что в основном с ними взаимодействуют грузоотправители.
"Проблема в том, что в выходные, праздничные дни практически погрузка отсутствует. Наши вагоны стоят в ожидании погрузки. Элеваторы требуют двойную, а иногда и тройную оплату за выход в такие дни. Грузоотправителям это, конечно, невыгодно, потому что все ложится на себестоимость зерна. Есть такие проблемы, но в этом году в Минсельхозе состоялось большое совещание, где ведомство обратилось к акиматам с просьбой проработать с элеваторами вопросы погрузки. Сейчас более или менее сдвинулась с места эта проблема, в выходные дни уже начали работать", – отмечает он.
Данияр Сериков