По итогам работы программы утилизации в 2016 году в пунктах приема автомобилей "Оператор РОП" принял 5665 автомобилей, притом что выделенная квота Минэнерго предусматривала прием 10 тысяч старых авто. Региональная квота была освоена в Костанае, Актобе и Уральске. Для сравнения, в Алматы не была освоена и половина квоты в 1310 авто. Больше всего автомобилей собрали в Шымкенте – 764, хотя квотой было предусмотрено 1150.
"В прошлом году Минэнерго одобрило денежную квоту на выкуп 10 тыс. автомобилей. 5600 автомобилей были выкуплены, соответственно, остаток квоты переходит на 2017 год", – комментирует Рустам Темирбек – управляющий директор ТОО "Оператор РОП".
В трех регионах, где была выполнена квота, прием автомобилей приостановлен. По всей стране принимать автомобили на утилизацию в этом году начнут 16 января. В Костанае, Актобе и Уральске, предварительно – 25 января – после определения новой квоты для этих регионов.
"Мы планируем продолжить прием автомобилей с 16 января текущего года, но при этом хотелось бы отметить, что некоторые регионы: Костанай, Актобе и Уральск освоили данную квоту, поэтому там прием временно приостановлен. Мы обсуждаем в министерстве энергетики квоту на 2017 год, по нашим планам новая квота будет одобрена 25 января и тогда в этих регионах начнется прием автомобилей", – рассказал Рустам Темирбек.
Автомобили, принимаемые для утилизации, регламент программы разделяет на две категории: автомобили полной и неполной комплектации. Отличие в том, что первые при сдаче укомплектованы всеми основными агрегатами и деталями кузова, за них участнику программы выплачивается 150 тыс. тенге. Выплата за автомобили второй категории – 48 тысяч.
"Инициатива Минэнерго по стимулированию населения к сдаче старых автомобилей получила положительные отзывы среди населения, за короткий промежуток рабочего времени, где-то 30 дней, было собрано 5665 автомобилей. За время работы программы 5659 автомобилей были оценены по первой категории и 6 автомобилей – по второй", – сказал Рустам Темирбек.
По его словам, предсказуемо, больше всего принимались автомобили советского производства.
"Самые популярные модели, как мы и предполагали, автомобили советского производства: "копейки", "пятерки", "шестерки", ГАЗ-3110 – это те автомобили, которые в основном приходили нам на сдачу. Самым старым автомобилем стал "Москвич" 1948 года, который был сдан в Уральске", – рассказал Рустам Темирбек.
При этом все семь самых новых среди сданных в утиль автомобилей были 2007 года выпуска. Средний возраст принятых в утилизацию автомобилей 25–30 лет.
Участники программы при сдаче автомобилей сталкиваются с проблемами: отсутствие единой формы некоторых документов, отсутствие расчетных счетов у пенсионеров и налогообложение суммы компенсации за автомобиль, в случае если сдача в утиль осуществляется доверенным лицом.
"При подведении итогов 2016 года был выявлен ряд проблем, есть моменты, которые осложняют людям процесс сдачи автомобилей. Нет единой формы доверенности на сдачу автомобиля в утилизацию. Данный вопрос мы прорабатываем с министерством юстиции, планируем, что эта форма будет разработана в ближайшее время. Это позволит человеку просто прийти к нотариусу, заполнить форму и все. Потому что сейчас сложилась такая ситуация, когда человек должен приходить в пункт сбора и к нотариусу несколько раз, чтобы окончательно привести ее в порядок.
Еще мы выявили такой момент, что в Казахстане, оказывается, отсутствует единая форма справки на сдачу автомобиля на утилизацию. В каждом регионе она своя, в каждом регионе эта справка отражает разные данные. В связи с этим совместно с комитетом административной полиции мы разрабатываем единую форму этого документа. Планируем, что в ближайшее время она будет внедрена, что позволит избежать недоразумений. Были выявлены вопросы, когда пенсионеры предоставляли расчетные счета, которые они используют для получения пенсии. Мы с вами знаем, что туда невозможно отправлять деньги", – рассказал Рустам Темирбек.
Проблему расчетных счетов планируется решить с кооперацией АО "Казпочта".
"Сейчас мы начали проводить переговоры с Казпочтой, которая имеет лицензию банка второго уровня, и у них есть возможность открывать расчетные счета. Как вы знаете, у них довольно разветвленная сеть по Казахстану, их филиалы есть практически в каждом населенном пункте. Мы надеемся, что в ближайшее время данный вопрос будет решен", – заявил Рустам Темирбек.
Согласно действующему законодательству, в случае если автомобиль на утилизацию сдает доверенное лицо, предоставляя для этого свой расчетный счет, то с него удерживается 10% ИПН.
"В проект программы на 2017 год на рассмотрение госорганов нами внесены соответствующие изменения, – говорит Рустам Темирбек. – Хотя если кто-то физически не может прийти и сдать свой автомобиль, можно написать доверенность на сдачу, но при этом справка о расчетном счете должна быть оформлена на самого владельца".
В текущем году "Оператор РОП" планирует принимать 3500 автомобилей в месяц. Планируется, что в мае начнет работу завод по утилизации в Караганде.
"В прошлом году собрано и утилизировано около 15 тыс. тонн шин, 14 тыс. тонн аккумуляторов и порядка 4 тыс. тонн отработанных масел. Это уже действующая утилизационная отрасль, которая будет развиваться и в следующем году. В декабре 2016 года был одобрен проект строительства завода по утилизации автохлама. Данный проект будет реализован в Караганде. Запуск оборудования планируется в мае 2017 года. На заводе будет использовано итальянское оборудование, мощность которого позволяет утилизировать около 50 тыс. автомобилей в год при односменном режиме работы. Что, в принципе, соответствует прогнозируемым объемам утилизации в Казахстане", – заявил Сергей Юрча – исполнительный директор ТОО "Оператор РОП".
Не оставляет "Оператор РОП" и планов по внедрению выдачи сертификатов, с которыми, сдав на утилизацию автомобиль, можно будет получить скидку на покупку нового.
"В 2017 году планируется запуск программы сертификации. Для казахстанцев будет предоставлена возможность в случае запуска такой программы не только сдавать автомобиль и получать деньги, но и скидку на приобретение автомобиля, произведенного в Казахстане. Планируется также расширение перечня видов транспортных средств, которые можно будет сдать в утилизацию. Это будут не только легковые автомобили, но и грузовая техника, автобусы и спецтехника. Соответственно, будет установлен и новый размер выплаты в зависимости от типа транспортного средства", – сказал Сергей Юрча.
Увеличения суммы выплаты за сданный на утилизацию автомобиль, по словам представителей "Оператор РОП", не планируется ввиду отсутствия такой необходимости.
"На текущий момент результаты работы программы показывают, что необходимости увеличения компенсации при утилизации автомобилей нет. Как озвучивал Сергей Юрча, после одобрения министерством подзаконных актов по сертификации, сумма сертификатов, мы предполагаем, станет выше. Сертификат – не денежная компенсация, но документ дает возможность купить автомобиль со скидкой", – сказал Рустам Темирбек.
При условии одобрения госорганами новых квот, утилизировать в 2017 году "Оператор РОП" планирует чуть более сорока тысяч автомобилей.
"Мы планируем собрать примерно 40 тыс. автомобилей в 2017 году плюс еще 4 тыс. автомобилей по квоте, которая перешла с 2016 года. Точные квоты на грузовую технику пока еще не утвердили, возможно, это будет около 3 тыс. автомобилей, но это предварительная цифра. Что касается суммы выплат, это тоже зависит от того, как утвердит Минэнерго, – заявил Рустам Темирбек. – Мы планируем, что ажиотажа, как в прошлом году, не будет".
Артур Мискарян