DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
«Ажиотажа не будет»

«Ажиотажа не будет»

Оператор РОП подвел итоги по утилизации автомобилей в 2016 году и обнаружил проблемы с документами.

14 Январь 2017 10:54 8529

«Ажиотажа не будет»

Автор:

Артур Мискарян

По итогам работы программы утилизации в 2016 году в пунктах приема автомобилей «Оператор РОП» принял 5665 автомобилей, притом что выделенная квота Минэнерго предусматривала прием 10 тысяч старых авто. Региональная квота была освоена в Костанае, Актобе и Уральске. Для сравнения, в Алматы не была освоена и половина квоты в 1310 авто. Больше всего автомобилей собрали в Шымкенте – 764, хотя квотой было предусмотрено 1150.

«В прошлом году Минэнерго одобрило денежную квоту на выкуп 10 тыс. автомобилей. 5600 автомобилей были выкуплены, соответственно,  остаток квоты переходит на 2017 год», – комментирует Рустам Темирбек – управляющий директор ТОО «Оператор РОП».

В трех регионах, где была выполнена квота, прием автомобилей приостановлен. По всей стране принимать автомобили на утилизацию в этом году начнут 16 января. В Костанае, Актобе и Уральске, предварительно – 25 января – после определения новой квоты для этих регионов.

«Мы планируем продолжить прием автомобилей с 16 января текущего года, но при этом хотелось бы отметить, что некоторые регионы: Костанай, Актобе и Уральск освоили данную квоту, поэтому там прием временно приостановлен. Мы обсуждаем в министерстве энергетики квоту на 2017 год, по нашим планам новая квота будет одобрена 25 января и тогда в этих регионах начнется прием автомобилей», – рассказал Рустам Темирбек.

Автомобили, принимаемые для утилизации, регламент программы разделяет на две категории: автомобили полной и неполной комплектации. Отличие в том, что первые при сдаче укомплектованы всеми основными агрегатами и деталями кузова, за них участнику программы выплачивается 150 тыс. тенге. Выплата за автомобили второй категории – 48 тысяч.

«Инициатива Минэнерго по стимулированию населения к сдаче старых автомобилей получила положительные отзывы среди населения, за короткий промежуток рабочего времени, где-то 30 дней, было собрано 5665 автомобилей. За время работы программы 5659 автомобилей были оценены по первой категории и 6 автомобилей – по второй», – сказал Рустам Темирбек.

По его словам, предсказуемо, больше всего принимались автомобили советского производства.

«Самые популярные модели, как мы и предполагали, автомобили советского производства: «копейки», «пятерки», «шестерки», ГАЗ-3110 – это те автомобили, которые в основном приходили нам на сдачу. Самым старым автомобилем стал «Москвич» 1948 года, который был сдан в Уральске», – рассказал Рустам Темирбек.

При этом все семь самых новых среди сданных в утиль автомобилей были 2007 года выпуска. Средний возраст принятых в утилизацию автомобилей 25–30 лет.

Участники программы при сдаче автомобилей сталкиваются с проблемами: отсутствие единой формы некоторых документов, отсутствие расчетных счетов у пенсионеров и налогообложение суммы компенсации за автомобиль, в случае если сдача в утиль осуществляется доверенным лицом.

«При подведении итогов 2016 года был выявлен ряд проблем, есть моменты, которые осложняют людям процесс сдачи автомобилей. Нет единой формы доверенности на сдачу автомобиля в утилизацию. Данный вопрос мы прорабатываем с министерством юстиции, планируем, что эта форма будет разработана в ближайшее время. Это позволит человеку просто прийти к нотариусу, заполнить форму и все. Потому что сейчас сложилась такая ситуация, когда человек должен приходить в пункт сбора и к нотариусу несколько раз, чтобы окончательно привести ее в порядок.

Еще мы выявили такой момент, что в Казахстане, оказывается, отсутствует единая форма справки на сдачу автомобиля на утилизацию. В каждом регионе она своя, в каждом регионе эта справка отражает разные данные. В связи с этим совместно с комитетом административной полиции мы разрабатываем единую форму этого документа. Планируем, что в ближайшее время она будет внедрена, что позволит избежать недоразумений. Были выявлены вопросы, когда пенсионеры предоставляли расчетные счета, которые они используют для получения пенсии. Мы с вами знаем, что туда невозможно отправлять деньги», – рассказал Рустам Темирбек.

Проблему расчетных счетов планируется решить с кооперацией АО «Казпочта».

«Сейчас мы начали проводить переговоры с Казпочтой, которая имеет лицензию банка второго уровня, и у них есть возможность открывать расчетные счета. Как вы знаете, у них довольно разветвленная сеть по Казахстану, их филиалы есть практически в каждом населенном пункте. Мы надеемся, что в ближайшее время данный вопрос будет решен», – заявил Рустам Темирбек.

Согласно действующему законодательству, в случае если автомобиль на утилизацию сдает доверенное лицо, предоставляя для этого свой расчетный счет, то с него удерживается 10% ИПН.

«В проект программы на 2017 год на рассмотрение госорганов нами внесены соответствующие изменения, – говорит Рустам Темирбек. – Хотя если кто-то физически не может прийти и сдать свой автомобиль, можно написать доверенность на сдачу, но при этом справка о расчетном счете должна быть оформлена на самого владельца».

В текущем году «Оператор РОП» планирует принимать 3500 автомобилей в месяц. Планируется, что в мае начнет работу завод по утилизации в Караганде.

«В прошлом году собрано и утилизировано около 15 тыс. тонн шин, 14 тыс. тонн аккумуляторов и порядка 4 тыс. тонн отработанных масел. Это уже действующая утилизационная отрасль, которая будет развиваться и в следующем году. В декабре 2016 года был одобрен проект  строительства завода по утилизации автохлама. Данный проект будет реализован в Караганде. Запуск оборудования планируется в мае 2017 года. На заводе будет использовано итальянское оборудование, мощность которого позволяет утилизировать около 50 тыс. автомобилей в год при односменном режиме работы. Что, в принципе, соответствует прогнозируемым объемам утилизации в Казахстане», – заявил Сергей Юрча – исполнительный директор ТОО «Оператор РОП».

Не оставляет «Оператор РОП» и планов по внедрению выдачи сертификатов, с которыми, сдав на утилизацию автомобиль, можно будет получить скидку на покупку нового.

«В 2017 году планируется запуск программы сертификации. Для казахстанцев будет предоставлена возможность в случае запуска такой программы не только сдавать автомобиль и получать деньги, но и скидку на приобретение автомобиля, произведенного в Казахстане. Планируется также расширение перечня видов транспортных средств, которые можно будет сдать в утилизацию. Это будут не только легковые автомобили, но и грузовая техника, автобусы и спецтехника. Соответственно, будет установлен и новый размер выплаты в зависимости от типа транспортного средства», – сказал Сергей Юрча.

Увеличения суммы выплаты за сданный на утилизацию автомобиль, по словам представителей «Оператор РОП», не планируется ввиду отсутствия такой необходимости.

«На текущий момент результаты работы программы показывают, что необходимости увеличения компенсации при утилизации автомобилей нет. Как озвучивал Сергей Юрча, после одобрения министерством подзаконных актов по сертификации, сумма сертификатов, мы предполагаем, станет выше. Сертификат – не денежная компенсация, но документ дает возможность купить автомобиль со скидкой», – сказал Рустам Темирбек.

При условии одобрения госорганами новых квот, утилизировать в 2017 году «Оператор РОП» планирует чуть более сорока тысяч автомобилей.

«Мы планируем собрать примерно 40 тыс. автомобилей в 2017 году плюс еще 4 тыс. автомобилей по квоте, которая перешла с 2016 года. Точные квоты на грузовую технику пока еще не утвердили, возможно, это будет около 3 тыс. автомобилей, но это предварительная цифра. Что касается суммы выплат, это тоже зависит от того, как утвердит Минэнерго, – заявил Рустам Темирбек. – Мы планируем, что ажиотажа, как в прошлом году, не будет».

Артур Мискарян

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

04 Январь 2018 15:49 8323

Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Министерство энергетики РК и оператор РОП подвели итоги реализации программы по стимулированию сдачи старых транспортных средств. Общее количество принятых на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств на 30 декабря 2017 года составило 47111 единиц, сообщает пресс-служба ТОО «Оператор РОП».

В рамках программы по выкупу старых автомобилей (предусматривающей денежную компенсацию в размере 150 тысяч тенге за автомобиль полной комплектации и 48 тысяч тенге за недокомплект) за период с 21 ноября 2016  года по 30 декабря 2017 года пунктами сбора оператора РОП было принято 39872 ВЭТС. Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

По программе утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) за период с 26 июня по 30 декабря 2017 года оператором РОП было выдано 7239 скидочных сертификатов. Из них 5213 сертификатов уже использованы владельцами для покупки 2851 автомобиля отечественного производства. Путем суммирования двух сертификатов (315000 тенге + 315000 тенге = 630000 тенге, 315000 + 450000 = 765000 тенге) было приобретено 2362 автомобиля.

После запуска 26 июня 2017 года второго этапа программы для утилизации, кроме легковых автомобилей, стали принимать пассажирский и грузовой транспорт. Кроме того, в 2017 году оператором РОП совместно с акиматами ряда регионов был запущен второй этап проекта – мобильный пункт сбора. Передвижной пункт по приему старых автомобилей побывал в Карагандинской, Павлодарской, Костанайской, Акмолинской и Алматинской областях.

Наибольшее количество транспортных средств было сдано в Шымкенте – 1216 единиц. В Костанае за прошлый год в утилизацию сдали 971 автомобиль, в Алматы – 867. Чаще всего в утилизацию сдавали автомобили «ВАЗ», «ГАЗ», «Москвич» и Mazda 626. Самым старым авто, сданным в утиль, стал «Москвич», 1942 года выпуска, в городе Семее. Три самых новых экземпляра автомобилей, сданных в утилизацию, были 2015 года выпуска. В общем средний возраст принятых на утилизацию авто 25-30 лет.

Принятые в утилизацию транспортные средства доставляются на завод по утилизации старых автомобилей. Строительство первого в Казахстане завода по утилизации ВЭТС началось в феврале 2017 года и вводилось в эксплуатацию в два этапа.

В рамках первого этапа была начата эксплуатация шредерной установки для переработки ВЭТС, 6 декабря 2017 года были запущены индукционные печи для плавки измельченного металла с получением разных металлов, а также производство синтеза газа и аналога печного топлива. Производственный процесс завода включает полный цикл утилизации ВЭТС, начиная от приемки/доставки ВЭТС на завод до получения вторичного сырья от утилизации ВЭТС в виде сплавов черных и цветных металлов, синтез газа и аналога «печного топлива».   

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по состоянию на 1 ноября 2017 года в стране количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 3 млн 915,9 тыс. единиц. В общем числе зарегистрированных легковых автомобилей преобладает транспорт с годом выпуска, превышающим 20 лет (35,9%).

Артур Мискарян

848 автомобилей ушло в утиль в Павлодарской области

В переработку поступили автомобили 1948 и 2007 года.

25 Апрель 2017 16:44 5574

848 автомобилей ушло в утиль в Павлодарской области

«В прошлом году в качестве возмещения мы получали 30 тенге за килограмм переработанных колес автомобилей. Сегодня лоты, предлагаемые оператором РОП, дают 4 тенге за килограмм. Условия невыгодные, но мы будем участвовать в этом, иначе вообще ничего не получим», - сообщила abctv.kz представитель павлодарской компании ТОО «Inter Rubber Recycling» Мария Давыдова. 

«Как пояснили в РОПе, 30 тенге поделили между переработчиками и теми, кто будет доставлять резину, то есть нам – 4 тенге, а за транспортировку – 26 тенге. Так что мы, скорее всего, будем заниматься и доставкой колес на предприятия. Такой вариант мы предусматривали, так как выхода другого нет», - уточняет представитель компании.

По ее словам, по итогам прошлого года павлодарская компания переработала 68 тонн резины при мощности предприятия 2 тыс. тонн. С начала года предприятие простаивает из-за отсутствия сырья. Запускать оборудование из-за нескольких килограммов, по мнению спикера, нецелесообразно. При этом сданные в утиль старые машины идут под пресс вместе с колесами.

К слову, павлодарцы, вложив в проект порядка 500 тыс. долларов, открыли завод по переработке авторезины производительностью 500-600 килограммов старой резины в час, или 2 тыс. тонн в год.

Автохлам
С ноября прошлого года в Павлодарской области в рамках программы по утилизации старых машин было сдано 848 единиц автотранспорта. «Жителям области выплачено более 127 млн тенге из республиканского бюджета. В день принимаем порядка семи машин. Самая старая машина, переданная на утилизацию, это «Москвич» 1948 года выпуска, самая «молодая» датируется 2007 годом», - сообщил региональный менеджер ТОО «Оператор РОП» Алпысбай Мусалин.

Как отмечает региональный менеджер, активность населения достаточно высокая. По данным представителя республиканского РОП Жомарта Рахымжана: «С момента запуска программы в 17 регионах Казахстана было принято 13 535 автомобилей, объем выплаченной компенсации составил более 2 млрд тенге. Среди них только 17 автомобилей были оценены в 48 тыс. тенге, остальные же прошли по первой категории, то есть за 150 тыс. тенге. Министерство энергетики РК планирует продлить программу по выкупу старых авто до конца 2017 года и повысить квоту до 40 тыс. автомобилей». По данным Комитета по статистике министерства национальной экономики Казахстана, на 1 сентября 2016 года в стране количество легковых автомобилей превысило 6,2 млн, причем в эту цифру входят и 2,3 млн машин, снятых с учета.

С марта по городам ездит специальный передвижной пресс для утилизации автомобилей. Он приезжает по мере накопления в пункте приема транспортных средств, превращая списанные машины в брикеты. Планируется, что спрессованный автохлам будут отправлять в Караганду на переработку. В начале года планировали, что старт переработке дадут в мае. Однако срок перенесли на июнь. К слову, региональный менеджер сообщил, что на будущем заводе полученный автохлам будет подлежать доразбору.

Да будет свет!
Кроме того, наконец, в Казахстане вводится механизм компенсирования сбора и переработки некоторых видов твердых бытовых отходов. Экибастузскому предпринимателю Владимиру Колесникову потребовался не один год, чтобы его идея утилизации ртутьсодержащих ламп освещения получила государственную поддержку. Год назад ему пришлось отказаться от контейнеров для сбора у населения ртутьсодержащих ламп в Павлодаре и Экибастузе из-за отсутствия бюджетного финансирования. Теперь же работа ТОО «ЭлектроТрансРеелто» может стать востребованной. 

«РОП закупает контейнеры, передает их недропользователю, те – жилищно-коммунальному хозяйству, и уже последнее будет отдавать их на дальнейшее обслуживание и утилизацию отходов. В мае планируем ставить эти контейнеры. Сегодня мы работаем с Костанайской и Уральской областями. Никто финансировать этот проект не хотел, так что РОП подоспел вовремя. Если с лампами все понятно, то с батарейками вопрос мы буквально на днях поднимали, о необходимости поставить добавочно установку по утилизации батареек. Сейчас мы ищем такую возможность, ведем переговоры с учеными, что они нам могут предложить. В Казахстане на сегодня этот вид переработки отсутствует, как и цифра, сколько их накопилось. Что касается ламп, то в этом году в Павлодарской области планируем утилизировать 40 тыс. штук, год назад их было 20 тыс. Но реально должно дойти до 400 тыс. штук – такое количество закупают только госучреждения. Если взять население и другие предприятия, то по области эта цифра должна составлять до 1 млн штук в год. Наша установка рассчитана именно на такой объем утилизации в год. Сегодня с учетом других областей мы перерабатываем всего 400 тыс. штук», - рассказал abctv.kz директор предприятия.

Из 200 контейнеров, которые планируется закупить для области, 160 будет установлено в Павлодаре, остальные – в Аксу и Экибастузе. Причем, если потребуется, их количество может быть увеличено.  

«Не простой вопрос сохранности контейнеров от вандалов, постараемся размещать там, где есть камеры наблюдения. Я понимаю, что вандализм первое время будет присутствовать. В Уральске у нас стоят контейнеры, мы их периодически поправляем. А вот в Кокшетау год стоят переполненные лампами контейнеры, и никто их не утилизирует. Мы будем выходить на природоохранную прокуратуру, чтобы навели порядок. Там их купили, поставили, и они просто стоят, никакого договора на утилизацию никто не заключал», - говорит Владимир Колесников.

По информации исполняющего обязанности заместителя управления недропользования Даулета Есмаганбетова, в области накоплено 6,5 млн тонн твердых бытовых отходов на 345 свалках, из которых 288 официально оформлены.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан, действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − (РОП).

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в Перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. С учетом предложений бизнес сообщества и в интересах населения (потребителей) предусмотрено поэтапное внедрение принципа РОП. 

Марина Попова, Павлодар

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: