Российская нефтяная компания "намерена прочно обосноваться в Казахстане и планирует продавать в Республике порядка 160 тыс. тонн нефтепродуктов в год мелким оптом.
В середине июня 2016 года в Астане было учреждено дочернее предприятие российской вертикально-интегрированной нефтяной компании "Башнефть" – ТОО "Башнефть-Азия", занимающееся мелкооптовыми продажами моторного топлива.
Только за первый месяц работы, сентябрь, на казахстанском рынке дочка "Башнефти" реализовала семь тыс. тонн нефтепродуктов.
По словам директора данной компании Романа Сёмина, ТОО "Башнефть-Азия" реализовало такое количество с нефтебаз в Петропавловске и Костанае. Но в самое ближайшее время – в середине октября – компания планирует расширить географию и начать реализацию бензинов и дизельного топлива в Астане, Алматы и Актобе. В перспективе список городов может пополниться также Карагандой, Усть-Каменогорском и Темиртау. "В планах до конца 2016 года выйти на уровень ежемесячной реализации в Казахстане в 10 тыс. тонн нефтепродуктов, в 2017 году выйти на совокупный объем реализации в 160 тыс. тонн в год, в 2018 году – в 200 тыс. тонн", – заявил Сёмин.
И в ТОО "Башнефть-Азия", и в ПАО АНК "Башнефть" эти цели считают вполне достижимыми. По мнению Кирилла Кастерина, вице-президента по региональным продажам ПАО АНК "Башнефть", старт у "Башнефть-Азия" был очень хороший.
В рамках прошедшей четвертого октября в Алматы пресс-конференции, посвященной присутствию "Башнефти" на топливном рынке Казахстана, представители нефтяной компании сделали акцент на том, что свою деятельность в РК "Башнефть" ведет уже не первый год.
"Мы давно работаем в Казахстане, хорошо знаем этот рынок, основных игроков, участников. Но сейчас мы выходим на новый уровень взаимодействия с рынком, на новый уровень общения и приближения к клиентам. Мы стали ближе, мы организовали здесь свой офис, здесь работают наши люди. Мы выводим на новый уровень систему контроля качества нефтепродуктов. И мы стали гораздо ближе к потребителю", – отметил г-н Кастерин, добавив, что компания готова удовлетворять потребности абсолютно всех клиентов.
Отметим, что согласно новым правилам, компания реализующая свое топливо на внутреннем рынке страны, должна иметь в активах лаборатории контроля качества, чего еще в прошлом году не требовалось. В связи с этим ожидается, что многие мелкие игроки в итоге вынуждены будут уйти с рынка.
"У нас единая ценовая политика в рамках одного региона, и она не зависит от объема топлива и от покупателя. То есть, им может быть как сеть АЗС, так и сельхозтоваропроизводитель или конечный покупатель промышленного предприятия. Для всех цена на один и тот же вид продукта в одном регионе одинакова", – пояснил слова коллеги Роман Сёмин.
Касательно ценовой политики "Башнефти" г-н Кастерин отметил, что она базируется на соответствии ценовых предложений компании локальному рынку, на котором она работает. "Мы понимаем, что мейджором в Казахстане является "КазМунайГаз", мы понимаем других игроков и их ценовую политику, мы ежедневно мониторим цены и предлагаем наши нефтепродукты по рыночным ценам, соответствующим общим маркерам. Мы не собираемся ни завышать эти цены, ни заниматься демпингом. Это важно – быть рыночными и предлагать рыночные цены", – заявил спикер.
Вместе с тем, некоторые аналитики указывают на то, что выход "Башнефти" на казахстанский рынок может оказать на цены непосредственное влияние. "Для потребителей появление на рынке новых игроков только выгоднее – высокая конкуренция позволяет сдерживать цены от необоснованного роста. Появление на топливном рынке Казахстана "Башнефти" в качестве мелкооптового поставщика расширит линейку предложения нефтепродуктов. В то же время, масштабы экспансии слишком незначительны для доминирования нефтекомпании на рынке республики. Поэтому, мы не ожидаем, что ее появление в Казахстане создаст какие-либо проблемы или существенным образом повлияет на работу казахстанских предприятий", – поделился с бизнес-порталомabctv.kz эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.
А вот заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова считает, что в ближайшее время присутствие "Башнефти" на казахстанском рынке никак не отразится на ценах на топливо. "Однако, если "Башнефть" сохранится как юридическое лицо, то после 2018 года она может существенно понизить цены, чтобы привлечь больше потребителей. Потребителям топлива из Казахстана это будет выгодно", – считает Мильчакова.
Как и представители "Башнефти", эксперт отмечает, что компания поставляет свои нефтепродукты в Казахстан уже в течение нескольких лет, однако делает акцент на том, что до сих пор это практически никак не влияло на работу казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Причиной тому служит тот факт, что сейчас они проходят период модернизации, и, соответственно, выпуск ими продукции сокращается. "Бензина евростандартов в Казахстане до сих пор не хватало. Поэтому российский бензин, в том числе произведенный заводами "Башнефти", для Казахстана был дополняющим топливом, а не конкурирующим. Так как модернизация НПЗ – процесс длительный, то "Башнефть" сможет пока работать в Казахстане абсолютно спокойно. В долгосрочном аспекте с бензинами "Башнефти" будут конкурировать аналогичные бензины, произведенные в Казахстане. Но это произойдет не ранее, чем через три года, процесс это объективный, так как казахстанские НПЗ не могут модернизироваться бесконечно. Соответственно, "Башнефть" будет к этому готова, в том числе к снижению цен. Но весь вопрос в том, будет ли существовать через три года сама "Башнефть" как юридическое лицо, либо она будет поглощена "Роснефтью"? Пока на этот вопрос никто не сможет ответить", – поделилась Мильчакова своими соображениями.
В то же время, представители компании предпочли воздержаться от комментариев касательно приватизации "Башнефти". Однако, "Башнефть-Азия" планирует в перспективе выйти также и на рынки других стран Центральной Азии. "Для нас сейчас Казахстан является приоритетом, но чуть позднее мы, наверное, сможем конкретизировать нашу стратегию по соседним (с Казахстаном – прим. автора) государствам. Сейчас для нас в повестке дня самым важным вопросом является снабжение рынка Казахстана", – резюмировал Кирилл Кастерин.
Сара Бухина