DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 284,40 Brent 36,55
«Бизнес года»: Как отходы металлургии становятся сырьем для прокладки дорог

«Бизнес года»: Как отходы металлургии становятся сырьем для прокладки дорог

Производитель компонентов для дорожного строительства стал обладателем национальной премии «Народный любимец».

23 Январь 2017 15:41 6634

«Бизнес года»: Как отходы металлургии становятся сырьем для прокладки дорог

Автор:

Олег И. Гусев

Чуть больше года назад, 2 октября 2015 года, темиртауское ТОО «АлбаСтройДор» стало партнером АО «АрселорМиттал Темиртау», получив в результате конкурса в аутсорсинг шлакоперерабатывающий участок доменного цеха.

Уже в 2016 году в рейтинговой программе «Лидер отрасли» оно стало бронзовым призером среди предприятий РК и обладателем серебряной награды среди компаний Карагандинской области в номинациях «Темп роста». Эти показатели были определены Союзом национальных бизнес-рейтингов на основе информации об уплате налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет. В общей сложности компанией за прошедший год уплачено свыше 118 млн тенге налоговых отчислений.

А 14 января 2017 года ТОО «АлбаСтройДор» стало лауреатом ежегодной национальной премии «Народный любимец» в номинации «Бизнес года».

За более чем полувековую историю металлургического комбината на шлакоперерабатывающем участке накоплено более 30 млн тонн отходов доменного производства.

И единственным эффективным решением проблемы утилизации такого рода техногенных отходов является внедрение безотходных технологий.

Во-первых, при этом подходе то, что в металлургии считается отходами, для строительства становится сырьем. Во-вторых, существенно снижаются затраты на единицу продукции и сокращается срок окупаемости проекта.

В-третьих, решается важнейшая задача по охране окружающей среды: освобождаются ценные земельные угодья, на которых располагаются отвалы.

В США, Японии, ФРГ и других объем переработки металлургических шлаков достигает 90-100% их текущего выхода. При этом основными шлаковыми строительными материалами являются щебень, песок и песчано-щебеночные смеси для дорожного строительства и отсыпки территорий, а также гранулированные шлаки для цементной промышленности.

В Японии, например, давно избавились от шлакоотвалов, и будущие отходы доменного производства расписаны на много лет вперед: одна часть пойдет на строительство дорог, другая – на производство цемента для возведения жилых комплексов и другое строительство.

Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем «Дортранс» в 2016 году были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков. В результате исследований было доказано, «что использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса «дорожной одежды» и транспортных нагрузок и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна».

Часть строительства национального автотранспортного коридора «Центр – Юг» Астана – Караганда – Балхаш – Алматы проходит в зоне расположения отвала доменных шлаков АО «АрселорМиттал Темиртау».

В связи с этим экономически и экологически было выгодно вместо природного щебня использовать продукты переработки доменного шлака: щебня и щебеночно-песчаных смесей. Тем более что обязательное применение вышеуказанных материалов регламентировано п.12.14 раздела 12 «Охрана окружающей среды» строительных норм и правил РК № 3.03-09-2006 «Автомобильные дороги», утвержденных приказом Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 20.12.2006 года № 467: «При строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для применения отвалы и производственные твердые отходы предприятий горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций (гранулированные металлургические и фосфорные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфогипс, бокситовый шлам и другое)».

Таким образом, щебеночно-песчаная смесь, производимая ТОО «Албастройдор», была использована на нескольких участках строительства автодороги «Центр-Юг»: с 1363,5 км до 1444 км трассы Алматы -Екатеринбург.

«Наша продукция дешевле природной: мы берем шлак и методом дробления получаем из него щебень. При добыче же природного щебня основные дорогостоящие затраты – это взрывные работы. Так что наш продукт и дешевле, и экологичнее – мы не разрушаем почву. Кроме того, с применением в строительстве дорог шлака и щебня доменного цеха АМТ решается глобальная экологическая проблема Карагандинской области – переработка и рекультивация шлакоотвалов. Мы благодарим казахстанское общество и организаторов премии «Народный любимец» за признание и высокую оценку нашей работы. Для нас, как социально-ориентированной компании, это большая честь. Данная награда налагает на нас особую ответственность и обязывает держать планку: добросовестно выполнять взятые на себя обязательства с нашим главным партнером – АО «АрселорМиттал Темиртау» и быть надежным партнером для всех наших клиентов. Мы рады, что вносим свой вклад в развитие казахстанской экономики и участвуем в решении экологических проблем региона», – сказал директор ТОО «АлбаСтройДор» Сергей Ким.

Олег И. Гусев, Темиртау

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«АрселорМиттал Темиртау» останавливает работу всех подрядчиков

Компания входит в режим жесткой экономии из-за ситуации с коронавирусом.

22 Март 2020 13:29 53120

«АрселорМиттал Темиртау» останавливает работу всех подрядчиков

Об этом на директорской оперативке завил генеральный директор предприятия Биджу Найир. В распоряжении inbusiness.kz оказалась запись этого совещания, на котором глава компании Биджу Наир огласил план действий в кризисный период и обозначил корпоративный «Біз біргеміз».

«Перед нами сейчас стоит две задачи: сохранить здоровье своих работников и сохранить оборудование. Мы ожидаем серьезные трудности с отгрузкой, из-за того что закрыли Алматы и Нур-Султан. Я собираюсь предпринять серьезные шаги, чтобы защитить нашу компанию и наших работников. Я хочу, чтобы вы все осознали, что положение очень серьезное и только вместе мы сможем это все преодолеть. Вы, как высшие руководители, должны полностью поддержать мои решения», – сказал он.

Гендиректор обязал руководителей цехов и подразделений донести до всех работников, что нужно четко соблюдать правила личной гигиены, а затем приступил к изложению своего плана.

Прежде всего он пояснил, что «нам нужно сохранить как можно больше наличности, чтобы быть способными выплатить зарплату нашим рабочим».

Далее Биджу Наир поручил избежать любых сторонних закупок или заключения новых контрактов:

«Мы не можем сильно снизить объем своего производства, потому что тогда у нас будет поступать недостаточно газа на листопрокатный цех № 1. Единственный выход для нас – это оптимизировать свое производство и снизить сторонние закупки. Мы останавливаем закупку доменного кокса и снижаем объем закупаемой руды».

Последнее предложение он повторил два раза. И если это направление оптимизации вопросов не вызывает, то следующий шаг весьма болезненно воспримут тысячи жителей Карагандинской области:

«Мы останавливаем работу всех подрядчиков, кроме тех, на которых есть лично мое одобрение. Отдел снабжения отправит информационные письма всем подрядчикам. Также все CapEx-проекты  будут немедленно остановлены, о чем будут информированы местные и зарубежные подрядчики. На любые изменения должно быть мое личное одобрение», – заявил Биджу Наир.

Олег И. Гусев

«Темиртау – это экологический Сталинград»

Именно такое сравнение приводят сейчас жители города первого президента.

06 Февраль 2020 08:40 9598

«Темиртау – это экологический Сталинград»

В конце января 2020 года «АрселорМиттал Темиртау» опять отличился, обрушив на головы горожан, как и в 2018 году, тонны пыли и грязи, а фотографии со Schwarzen Schnee пошли гулять по миру.

В связи с этим «черноснежным дежавю» и большая часть вопросов на отчетной встрече акима Темиртау Галыма Ашимова перед населением 4 февраля также касалась экологии и непосредственно этого инцидента.

Перед самой встречей в фойе городского Дворца культуры была организована выставка достижений народного образования Темиртау, рядом с которой стоял стенд общественного объединения «Отражение», благодаря которому горожане по трем датчикам мониторят состояние воздуха.

Стенд ОО «Отражение»

Датчики показывают наличие пыли – частиц PM2.5 в атмосфере, а данные с этих датчиков можно увидеть онлайн через соответствующее приложение. Именно они и «довели до сведения населения», что в самый пиковый период «черноснежья» среднегодовой норматив пыли (он равен 10 единицам) был превышен в 40 раз!

Скриншот из соцсетей

Как inbusiness.kz пояснила председатель ОО «Отражение» Елена Вараганова, еще два датчика будут установлены в восьмом микрорайоне и в старом городе, что позволит видеть состояние атмосферы на всей территории Темиртау.

«АМТ», как виновник «торжества», по обыкновению отмолчался, не выпустив по этому поводу даже краткого пресс-релиза, что еще раз говорит о том, что колонизатор не обязан давать отчет диким аборигенам о творимом им беспределе и экологическом геноциде», – заявил inbusiness.kz житель Темиртау Олег Гусев.

Он уверен, что в правительстве вообще не знают реальную обстановку в городе и на комбинате:

«Достаточно вспомнить три прошлогодних запроса депутатов мажилиса на имя премьер-министра и их формальные отписки. А на данном этапе, в феврале 2020 года, город первого президента стараниями «АрселорМиттал Темиртау» превратился в экологический Сталинград. Но аким города и депутаты гормаслихата присваивают исполнительному директору «АМТ» Вадиму Басину, непосредственному участнику этих «бомбардировок», звание почетного гражданина Темиртау. Сейчас мы, как и в январе 2018 года, напишем обращение, соберем 10 000 подписей, отвезем их в Акорду и Библиотеку. Затем опять приедет высокая комиссия, и Басин будет рассказывать нам о плане экологических мероприятий до 2024 года, когда к тому времени в городе уже не останется ни одного здорового человека».

По словам Олега Гусева, этот пятилетний план напоминает кампанию по искоренению бытового насилия:

«Участковый вызывает семейного дебошира и говорит ему: «Согласно нашему плану, ты теперь будешь бить свою жену не три раза в неделю, а два. В следующем году уже один раз, потом один раз в месяц и т. д.». Но это же бред».

Присутствующий на отчете акима Темиртау аким области Женис Касымбек также прокомментировал вопросы темиртаусцев:

«Я всегда слежу за обстановкой, отслеживаю публикации в социальных сетях. И в решении этой проблемы я буду очень настойчив. Я думаю, большую часть вопросов, связанных с экологией Темиртау, мы сможем решить раньше 2024 года, как это предусмотрено планом «АрселорМиттал Темиртау». Сегодня перед отчетной встречей я специально объезжал город, видел этот не белый, мягко говоря, снег. Конечно, я так же возмущен этим, как и все вы».

Женис Касымбек отвечает на вопросы темиртаусцев

Глава региона также напомнил, что у «АрселорМиттал Темиртау» есть план по улучшению экологической обстановки в городе до 2024-2025 годов. Однако, по мнению главы региона, эти меры недостаточны:

«Выбросы уменьшатся всего на 30%, в то время как порядка 80% загрязнения в Темиртау исходит от металлургического комбината. Сейчас власти области, администрация компании и правительство страны обсуждают возможность перехода комбината на природный газ. Это позволит кардинально решить экологическую проблему Темиртау», – отметил Женис Касымбек.

Но во всем этом «перманентном черном снеге», по мнению Олега Гусева, есть один удивительный факт:

«Моему восьмилетнему внуку пять лет назад диагностировали астму. Такой же диагноз еще у пяти малышей, живущих даже не в одном микрорайоне, а в одном «кубике» из четырех домов! Темиртаусцы уже на пределе, и терпеть этот экогеноцид и ставшее уже привычным бездействие властей еще несколько лет никто не будет.

А если эту волну народного гнева оседлают политические и религиозные экстремисты с куда более радикальными требованиями, чем у нас? Правительству гораздо дешевле заставить Миттала провести модернизацию, чем разгребать возможные ужасные последствия».

В то же время журналист считает, что за полгода работы в Карагандинской области Женис Касымбек показал себя как системщик, что вселяет в темиртаусцев определенную надежду:

«Мы действительно очень надеемся, что его системный подход к решению проблем поможет заставить «АрселорМиттал Темиртау» изменить свое наплевательское отношение к вопросам экологии и производства».

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: