Госорганы не публикуют планы закупок, что негативно сказывается на производственной деятельности предпринимателей. Из 18 тысяч госучреждений это обязательство выполнено только половиной.
"Когда у предпринимателей нет полного списка плана госзакупок, естественно, они не могут планировать свою производственную деятельность. Более того, раз в месяц госучреждения имеют право вносить корректировку в планы. После внесения изменений в планы закупок они могут тут же проводить тендеры. Мы считаем, что это недопустимо. Мы считаем, что предприниматели находятся заведомо в сложных условиях. У бизнеса нет стабильности, нет транспарентности, нет публичности, информированности", - отметила на совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" заместитель председателя правления НПП Дана Жунусова.
Вопросы есть и к ценообразованию в процедуре госзакупок. Например, в строительной сфере поставщики искусственно занижают стоимость услуг. По данным Нацпалаты, по отрасли демпингуют 35% услугодателей.
"Ассоциация застройщиков говорит о том, что, возможно, отклонение от суммы стоимости объекта достигает порядка 8%. Поэтому проектировщики находятся в условиях, когда демпингует и выигрывает та компания, которая закладывает некачественные строительные материалы", - сказала зампред правления НПП.
Предприниматели предлагают составить реестр реальных источников ценообразования стройматериалов и услуг, чтобы исключить возможность занижения цен.
Анализ уголовной статистики свидетельствует, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений 55% совершаются в рамках закупок.
"Одна из главных проблем в госзакупках – внутренняя противоречивость компетенций уполномоченного органа в этой сфере. Так, задачей министерства финансов, с одной стороны, является реализация государственной политики, а с другой – осуществление контроля в области государственных закупок. Это, в свою очередь, может послужить необъективному контролю со стороны министерства финансов и помехой в развитии данной сферы. Проблему необходимо решать, рассмотрев возможность разграничения указанных полномочий", - заявил в ходе совета заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев.
Большой удельный вес государственных закупок из одного источника также может быть признаком коррупционных нарушений. Согласно действующему Закону РК "О государственных закупках", закупки из одного источника осуществляются по 56 основаниям.
"Это привело к тому, что свыше 40% закупок (866 млрд тенге) в 2016 году осуществлялись из одного источника. Общий объем проведенных закупок в 2016 году составил 2,2 трлн тенге. Очевидно, что в условиях отсутствия конкурса и добросовестной конкуренции проявляются риски, которые в последующем способствуют совершению коррупционных правонарушений", - отметил г-н Шпекбаев.
Необоснованное установление различных квалификационных требований также ограничивает участие потенциальных поставщиков в госзакупках.
"В Законе "О государственных закупках" обязательным условием является предварительное обсуждение проекта конкурсной документации потенциальными поставщиками. Так, в 2016 году на этом основании пересмотрено 52,7% конкурсной документации. Однако по сей день в отдельных случаях ПСД разрабатывается под конкретного поставщика (характеристики оборудования, техники и так далее) и не подлежит предварительному обсуждению, что не позволяет другим участникам конкурса проходить данные процедуры до конечного этапа государственных закупок", - сказал замглавы АДГС ПК.
Коррупционная лазейка усматривается в госзакупках, где приоритет отдается отдельным категориям потенциальных поставщиков и госпредприятий системы КУИС.
"Им законодательство предоставляет льготы. Схема обхода беспроигрышная – заключается прямой договор с данными организациями, а они все закупают у реальных поставщиков услуг, являясь при этом посредниками", - отметил Алик Шпекбаев.
Таким методом в Казахстане проведено 50% госзакупок мебели.
В качестве одной из мер по противодействию коррупции также предлагается применять ротацию госслужащих, которые обладают контрольно-разрешительными функциями. Так как долгое пребывание на таких позициях может подтолкнуть их к незаконным махинациям.
Динара Куатова