DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
«Чтобы быть счастливым, не обязательно быть президентом»

«Чтобы быть счастливым, не обязательно быть президентом»

Нурсултан Назарбаев призвал молодежь зарабатывать за счет собственного бизнеса и поспевать за развитием технологий.

01 Декабрь 2016 17:56 8631

«Чтобы быть счастливым, не обязательно быть президентом»

Автор:

Саян Абаев

Фото: Жанар Сердалина

Основной посыл, с которым глава государства обратился к участникам республиканского форума молодежи в Астане 1 декабря – быть готовым к глобальным изменениям, которые грядут в том числе за счет промышленной революции 4.0. На мероприятие были приглашены более 1000 молодых людей из разных регионов страны, среди которых олимпийские чемпионы, руководители государственных структур, бизнесмены, общественники, ученые и военные.

Кем быть?

Отмечая важность рабочих профессий, Нурсултан Назарбаев отметил, что в Казахстане высшее образование могут получить далеко не все – у каждого свои возможности.

«Люди разные и по-разному все решается. Родители говорят: ты обязательно должен выучиться, быть таким то, и, говорят, будешь президентом. Я не возражаю, пусть будет президентом. Но это всаживается в голову ребенка. Когда этого не случается, у него происходит ломка. Не обязательно быть президентом, чтобы быть счастливым, а может быть, как раз наоборот. Я шутку расскажу. В одно время моему старому другу, покойному Борису Николаевичу (Ельцину – авт.), сказали: «Борис Николаевич, внук ваш хочет быть президентом». Он говорит: «А зачем России два президента?». Молодому поколению нужно внушать реальные вещи. Самое главное вырасти человеком, получить образование, хорошую профессию, которую никто у тебя не отберет, хорошие знания. Деньги могут отобрать, дом могут отобрать, еще что-нибудь, но знания в голове, твою человечность никто не отберет. Тогда ты пробьешься в жизни, найдешь свое место», - сказал президент.

Нурсултан Назарбаев привел данные, согласно которым за годы независимости Казахстана в вузах страны подготовлено 2,7 млн специалистов: если в 1991 году насчитывалось 42 тыс. выпускников вузов, то в 2015 году - 142 тыс.

Президент убежден, что перед современной молодежью открыты все возможности для развития: «Сегодня перед вами весь мир. Почему я так говорю? В наше время, когда я был в вашем возрасте, моим сверстникам вообще запрещалось выезжать за границу. Не пускали, нельзя было, никаких документов, ничего. Если мы попадали в какую-нибудь туристическую группу рабочих, профсоюзную и так далее, среди нас всегда было несколько работников специальных органов, чтобы за нами смотреть, чтобы там ничего не сотворили. У вас же все открыто. Счастливые вы люди, я скажу вам. И семимильными шагами развивается мир, и вы это видите и стремитесь».

Идите в бизнес

В рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», отметил глава государства, только за I полугодие 2016 года, государством поддержано 55 проектов молодых предпринимателей.

По его словам, в настоящее время в Казахстане для открытия и развития собственного дела «самая золотая пора»: «Как показывает опыт успешных стран, самый главный стимул для человека – все время иметь свое дело, кормить своих детей, зарабатывать деньги и государству от этого польза».

Глава государства отметил наличие возможности начать свой бизнес на поставках товаров и услуг предприятиям, которые создаются в рамках госпрограммы индустриализации: «Вокруг этих мощных современных предприятий создаются малые предприятия, которые должны обеспечить сервисом эти компании. Это раз. Идет приватизация всех ненужных дел, которые нацепили большие компании. Этой приватизацией надо пользоваться, получить и начинать работать. Как раз этой работой должны заняться акимы всех районов и помочь молодежи стать участниками этого процесса».

Нурсултан Назарбаев напомнил о задаче добиться 50-процентной доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП Казахстана. Государство поддерживает развитие МСБ как в сельской, так и городской местности, а предприниматели, в свою очередь, должны быть гибкими и готовыми к изменению конъюнктуры рынка, сказал он.

«Германия - третья экономика мира по объему – 80% всей немецкой продукции выпускается не гигантами, а МСБ, где работают от 5 до 50 человек. Они все создают. Германия, которая имеет такую структуру экономики, меньше всего страдает от всяких кризисов. Колебания ее не пугают, потому что сегодня МСБ там производят бутылки, завтра надо производить чашки или тарелки, и они переходят на это. Это гибкие малые предприятия, за ними большое будущее. Вот что такое МСБ», - заметил глава государства.

По его мнению, большое будущее за семейным бизнесом: «Сшил себе сапоги, еще три лишних выставляешь в интернет. И такой как Джек Ма (китайский миллиардер) заберет их, продаст и принесет вам деньги. Западная Европа накормила себя при помощи подсобных хозяйств, а не за счет больших колхозов с миллионами гектаров, как у нас. Каждое подсобное хозяйство производит мясо, молоко, из них, все что необходимо, оставляет, остальное выдает кооперативам».

«Мы что – хуже?»

Президент поставил в пример молодежи бизнесмена Джека Ма, основателя крупнейшей китайской интернет-компании Alibaba Group. И призвал создавать конкурентоспособный продукт на базе новых технологий: «Все время надо думать. Мы что, плохие что ли – хуже тех, кто придумывает?».

Нурсултан Назарбаев рассказал о встрече с Джеком Ма в рамках прошедшего осенью в Китае саммита G20: «В ходе последней встречи я подробно его расспрашивал, чем он занимается. Он хочет создать мегакомпанию, которая сможет обслуживать 2 млрд пользователей, создать 100 млн рабочих мест и оказать поддержку 10 млн успешных предприятий. Он за 17 лет создал многомиллиардную компанию из ничего. Я его пригласил, чтобы он это внедрил в Казахстане, и чтобы миллионы наших молодых ребят научились работать в этой системе и зарабатывать деньги. Я думаю, что в будущем так и будет».

Глава государства перечислил и другие примеры, когда бизнес, по его словам, создают «из ничего»: «Все вы знаете компанию Uber – это сенсационное открытие в сфере пассажирских перевозок: нет ни гаража, ни станции, ни автомобилей, а перевозят. Позвонил по телефону и через две минуты машина приехала. Мы покупаем автомашины, а подсчитано, что среднестатистически она используется человеком четыре часа в день. А какие переживания, чтобы ее не украли, не ударили, заправить ее нужно, отремонтировать. А вот в связи с внедрением такой технологии ожидается сокращение производства автомобилей в мире».

Как отметил Нурсултан Назарбаев, «будущее ставит жесткий ультиматум – развивайся или умри», поскольку «мир вступает в новую технологическую эру».

Советы от президента

«Вы должны стать поколением, владеющим навыками Soft skills, – это гибкие навыки, современные управленческие коммуникативные способности, позволяющие быть успешными независимо от специфики любой деятельности», - сказал глава государства, обращаясь к молодежи.

Призывая зарабатывать за счет своего дела, он все же отметил, что не всякий может быть бизнесменом: «Согласно исследованиям, из 100 человек только один может быть бизнесменом, потому что это не обычный человек. Он коммуникабельный, рыскает по всему миру и ищет дело, он умеет считать деньги, умеет дружить, умеет отвечать и решать вопросы и держать свой коллектив. Не каждый это может. Но самое главное он должен быть здоровым. А чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом».

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как рынок люксовых и премиальных товаров готовится к постпандемийному кризису?

Айгуль Амиржанова, глава VILED Group, крупнейшего игрока на рынке люксовых и премиальных товаров, рассказала об особенностях этого бизнеса в Казахстане, а также о том, почему она не советует новичкам идти в этот сегмент и каким антикризисным планом сегодня вооружились в лакшери-торговле.  

29 Май 2020 14:09 508

Как рынок люксовых и премиальных товаров готовится к постпандемийному кризису?

Айгуль, прежде чем мы с Вами начнем разбирать положение дел в лакшери-сегменте, хотелось бы получить свежую информацию о современном состоянии бизнеса, которым Вы руководите. Известно, к примеру, что стартовые 600 квадратов на четыре магазина сегодня выросли до 17 с лишним тысяч квадратов. Расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет из себя компания VILED – в цифрах, тенденциях?

Во-первых, спасибо за то, что владеете столь точной информацией о размере нашего бизнеса. Сегодня наша группа компаний действительно является одним из лидеров розничного рынка Казахстана.

Уточню лишь: мы предлагаем широкий ассортимент качественных товаров, как в премиальном, так и доступном ценовых диапазонах.

40 наших офлайн-магазинов работают в четырех городах Казахстана: Нур-Султане, Алматы, Актобе и Атырау. А благодаря онлайн-площадке viled.kz мы готовы работать с нашими клиентами вне зависимости от их географического местонахождения.

Сейчас VILED сосредоточена на пяти направлениях: ювелирно-часовое, с которого начинался бизнес нашей группы, фешен, парфюмерия/косметика, entertainment и цифровые технологии.

В каждом из этих сегментов мы стремимся работать с глобальными и сильными партнерами, которые позволяют усиливать наши позиции. Так, в ювелирно-часовом направлении это Cartier, Van Cleef & Arpels, Graff, Chopard, Tiffany & Co, в фешен – Gucci, Valentino, Saint Laurent, Dolce&Gabbana, Loro Piana, Brunello Cucinelli, в парфюмерии и косметике – Dior, Chanel, Jo Malone, Bobbi Brown, Kiehl’s. Большинство из более чем 400 брендов представлены у нас эксклюзивно.

И еще о цифрах: с 2003 года CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) VILED с учетом девальвационных процессов в стране в тенге составляет 20%, в долларах – 4-5%.

Вы практически всегда делаете акцент на кадровом вопросе, говоря в целом об успехах в бизнесе. Это по-прежнему важно в вашем деле, учитывая повальную автоматизацию, цифровизацию в большинстве бизнес-процессов?

Помимо нашей большой ставки на онлайн и цифровые технологии, мы активно вкладываем в человеческий капитал. Из свежих примеров – тренинговый проект «VILED академия». Тренерами в нем становятся не привлеченные специалисты, а сотрудники наших магазинов. Они будут собирать свои команды и «прокачивать» их в вопросах сервиса, продаж, знания брендов, коллекций. Команды будут соревноваться между собой, у них будет своя «Лига чемпионов». Поэтому, когда мы услышали об инициативе президента о том, что пора ввести лиги в системе казахстанских вузов для поднятия духа конкуренции, то поняли, что движемся в нужном направлении.

Сколько человек сейчас работает в VILED?

Более 600. Не секрет, что последние месяцы были для всех нас непростыми. Однако для компании было принципиально важно, чтобы в карантинный период, когда не работал ни один из магазинов, трудовой коллектив сохранился, а люди продолжили получать заработную плату.

Как в целом оцениваете уровень развития лакшери-сегмента в нашей стране? Насколько полноценно он представлен?

Люксовый сегмент розничного рынка представлен в Казахстане достаточно полноценно. Однако порядка его 90% сосредоточено в двух больших городах – Нур-Султане и Алматы. Практически все основные мировые бренды представлены в стране либо отдельными магазинами, либо достаточно хорошими коллекциями в мультибрендовых бутиках.

Остались буквально один-два бренда, которые еще не имеют официальных точек продаж в Казахстане, но я уверена, в ближайшие два-три года и они зайдут на наш рынок.

Вы пришли в компанию в 2003 году. В каком состоянии была Viled тогда и как компания развивалась последние 17 лет? Какими достижениями вы гордитесь особенно?

В 2003 году VILED представляла собой совершенно небольшую компанию, состоящую из четырех магазинов. Тогда у нас работало всего 30 человек. Но мы вместе с владельцами компании и командой менеджеров сразу же приступили к разработке и активному воплощению планов по развитию. Как результат – даже в кризисные годы мы не прекращали искать возможности для развития, выхода в новые сегменты рынка.

Так, мы были первыми, кто еще в 2005 году начал открывать ювелирно-часовые мономагазины. В 2012 году наша компания открыла магазин Saks Fifth Avenue. Таким образом, Алматы стал вторым городом в Восточной Европе и СНГ, где появился премиальный департмент-стор.

В 2019 мы выступили лидером проекта по открытию лайф-стайл-пространства Talan Gallery, которое поставило Нур-Султан в ряд мировых городов с развитой инфраструктурой розничного рынка.

В период пандемии особую популярность приобрел формат онлайн-продаж. Вы уже сказали, что активно работаете в этом направлении, но, наверняка, в последние месяцы онлайн стал своего рода вакциной от кризиса в торговле?

В эту сторону мы смотрели давно. Однако особенности контрактных обязательств с брендами не позволяли нам реализовывать их продукцию онлайн. В этом году нам удалось убедить партнеров в необходимости торговли через Интернет. Так, весной заработал упомянутый мной ранее онлайн-магазин viled.kz, где представлен практически весь ассортимент наших офлайновых торговых точек. Наша цель – чтобы этот канал продаж приносил до 10-15% выручки компании.

И если еще больше углубиться в ваш вопрос об онлайне, то могу с гордостью сказать, что одно из наших подразделений готовит к выходу на рынок продукт, который позволит не просто совершать покупки в несколько кликов, но он объединит множество цифровых сервисов в одном.

Это первое отечественное суперприложение, которое станет незаменимым инструментом каждого казахстанца для решения всех повседневных нужд, вне зависимости от доходов. С его помощью можно будет не только совершать платежи, покупать билеты или заказывать еду, но и записаться к врачу, вызвать специалиста или сделать покупки в маркетплейсе, работающем по всему Казахстану.

Если вернуться к тенденциям в офлайн-продажах, что Вы можете сказать о том, как поменялся казахстанский покупатель в премиальном сегменте?

Самой важной особенностью покупателя люксовых товаров является то, что он не ограничен географически одной локацией при принятии решения о покупке. Обычно покупатель сейчас сравнивает цены в различных городах мира, ориентируясь на свои планируемые поездки (так было до недавнего времени) и на предложения, доступные онлайн.

Хотела бы отметить, что в последние два года очень явна тенденция, когда при выборе товара клиенты смотрят в смартфон и сравнивают цену в нашем магазине с ценой на интернет-ресурсах. Исследования показывают, что не менее 50% клиентов непосредственно перед принятием решения о покупке ищут подобные изделия в Сети.  

Как Вы оцениваете конкуренцию в лакшери-сегменте, есть ли у вас конкуренты в Казахстане?

К счастью, есть. И они помогают всегда находиться в хорошей форме и тонусе. В общем розничном товарообороте непродовольственных товаров в Казахстане премиальный и люксовый сегменты занимают всего 1-1.5 %. И можете себе представить, какая в этой доле серьезная конкуренция.

Можете ли Вы дать оценку аналогичным рынкам в странах ближнего зарубежья?

В Азербайджане уже сформирован сегмент люксовых и премиальных брендов, но их концентрация с очень высокой конкуренцией наблюдается только в одном городе – Баку.

В Узбекистане и Кыргызстане мы видим потенциал к развитию. По прогнозам, на узбекском рынке ожидается скачок, что вызывает интерес у розничных игроков, в том числе и у нас.

Говоря о рынке России, можно отметить, что по привычкам и поведению потребителей он очень схож с нашим, правда, примерно в 10 раз больше. Кстати, благодаря онлайн-платформам нам удалось получить клиентов и там, но ввиду законодательных ограничений этот процент пока еще очень мал.

Возможно, у наших соседей есть бизнес-модели, к которым можно стремиться или перенимать опыт?

Компании, подобные VILED, существуют по всему миру, однако до сих пор нам удавалось идти по своему пути. За годы работы мы вкладывали усилия в укрепление позиции собственного бренда на международном уровне. На глобальном рынке наша группа компаний известна практически среди всех мировых брендов.

С высоты Вашего опыта что Вы можете посоветовать начинающим предпринимателям, которым также интересен данный сегмент?

Откровенно могу сказать, что в лакшери-бизнесе новичку будет тяжело. В нашем сегменте для начинающего предпринимателя высокий барьер входа и жесткая конкуренция.

Я бы посоветовала обратить внимание на множество других сфер, в первую очередь на производство. Казахстан сейчас, по сути, представляет собой greenfield – широкое поле для деятельности с нуля. Можно пробовать себя в разном.

Не могу не спросить Вас о посткарантинном кризисе во всех сегментах экономики. Как пандемия сказалась на вашем рынке? Есть ли у вас антикризисный план на ближайшие месяцы или годы?

Сейчас для нас наступил очень необычный период, мы впервые за все время нашей работы мыслим не долгосрочными, а более краткосрочными целями. В резко поменявшихся условиях мы разработали стресс-сценарии до конца 2020 года.

При этом уже сейчас мы планируем нашу активность на 2021 год, в частности, через три недели начнем размещать заказы на фешен-товары, которые будем продавать летом 2021 года. Так работает индустрия. Но впервые за долгое время выехать в шоурумы не получится, все заказы будут происходить онлайн.

После карантина планируем отработать полноценных два-три месяца, чтобы увидеть тенденции и понять изменяющиеся или сохраняющиеся привычки наших клиентов. Мы понимаем, что началось непростое время для всего мира. Повсеместно наблюдается снижение выручки, а как следствие – и производства, придется сокращать расходы.

Главное для нас в этом невероятном кризисе – сохранить наши коллективы и торговые точки. Победит тот, у кого хватит запаса прочности и знаний, с кем будет рядом верная и профессиональная команда. После кризиса всегда бывает рост, и надо быть готовым к этому росту.

Какой Вы видите компанию в ближайшие 5-10 лет?

Вижу, что мы лидеры на нашем рынке, при этом мы не локальный, а региональный игрок. Вижу, что мы успешны не только в сегменте люкс и премиум. Вижу себя в окружении людей, которые горды и счастливы работать бок о бок. Чтобы они могли быть уверенными в завтрашнем дне. И все мы жили на качественно новом уровне.

Спасибо большое за беседу, успехов Вам!

Корея обогнала Россию по суммам денежных переводов в Казахстан

В апреле казахстанцы получили из-за рубежа 12,6 млрд тенге. Четверть этой суммы пришла из Кореи, которая впервые стала лидером по объемам пересылаемых средств.

28 Май 2020 15:07 1051

Корея обогнала Россию по суммам денежных переводов в Казахстан

Фото: Серикжан Ковланбаев

По данным Национального банка РК, в апреле 2020 года объем переводов, отправленных из Казахстана за рубеж через системы денежных переводов (СДП) составил 22 млрд 497,1 млн тенге. И это крайне низкий показатель. В последний раз он был меньше в январе 2016 года (20,2 млрд тг). По сравнению с мартом 2020 года переводы сократились вдвое (с 15,1 млрд), с апрелем 2019-го – в 2,3 раза (с 52,1 млрд).

Отмечается снижение и по итогам четырех месяцев. В январе-апреле 2020 года за рубеж через СДП ушло 151,2 млрд тенге. Это на 12,1%, или 20,9 млрд тенге, меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Более того, нынешние показатели уступают объемам начала 2018 года – тогда по итогам четырех месяцев за рубеж ушло чуть более 159 млрд тенге.

Переводы в Россию упали более чем в два раза

Очевидно, что главная причина апрельского снижения – это карантинные меры. Трудно отправить денежный перевод через СДП, когда отделения, осуществляющие эту услугу, либо закрыты, либо ограничены в работе, либо находятся далеко от дома. Причем аналогичные ограничения действуют и для принимающей стороны. Однако статистика показывает: кто хочет, тот найдет способ для перевода.

В первую очередь это касается Узбекистана. По сравнению с мартом объем переводов в эту страну сократился всего на 9,2%, что совсем немного на фоне общего двукратного снижения. По итогам месяца через СДП было отправлено 7,16 млрд тенге – это даже больше, чем в январе 2020 года (6,1 млрд), и лишь немногим меньше февральских показателей (7,28 млрд). Таким образом, каждый третий тенге, отправленный в апреле из Казахстана за границу, шел в Узбекистан. Помимо этого, относительно небольшое сокращение переводов произошло в Азербайджан и Китай – объемы упали примерно на 17%.

С другой стороны, ряд стран, ранее активно получавших деньги из Казахстана, столкнулись с резким сокращением:

  • В марте в Кыргызстан через СДП ушло 5,3 млрд тенге. Месяц спустя – менее 1,1 млрд.
  • Объем переводов в Турцию за месяц сократился с 7,7 млрд до 2,1 млрд тенге (минимум с февраля 2017 года).
  • Но сильнее всего сократились объемы переводов в Россию – с 17,9 млрд до 8,5 млрд тенге.

Национальный банк РК предоставляет данные по странам с 2015 года – с этого момента можно узнать, сколько средств и в каком направлении было выслано. И ни разу за это время объем переводов в Россию не был таким маленьким. При этом объем переводов год к год отмечается уже в 13-й раз за последние 15 месяцев. Это говорит о том, что сокращение объемов переводов в Россию – это давняя тенденция, которая лишь усилилась в нынешней ситуации.

Корея обогнала Россию

Если по объемам полученных из Казахстана переводов Россия пока лидирует, то по объемам отправленных первое место уже утеряно. В апреле через СДП в этом направлении прошло менее 2,9 млрд тенге. Это вдвое меньше мартовских показателей (5,9 млрд) и почти впятеро уступает объемам апреля 2019-го (14,3 млрд тенге). Всего за четыре месяца из России пришло 22,4 млрд тенге. Для сравнения: в одном только июле 2018-го объем переводов превысил 23,1 млрд тенге. Более того, снижение год к году продолжается уже 12 месяцев, а доля России за это время снизилась с 39% до 23%.

Как итог: в апреле лидером стала Корея. За месяц оттуда пришло около 3,1 млрд тенге. Это не много – минимум с марта 2018 года. Но при этом Корея стала единственной страной мира, объемы переводов из которой по сравнению с мартом упали не более чем на 40% («всего» на 36,2%). В целом каждый четвертый полученный казахстанцами тенге пришел со стороны Сеула.

Всего по итогам апреля в Казахстан из-за рубежа было направлено 12,6 млрд тенге. Это на 48%, или 11,6 млрд тенге, меньше, чем в марте. Нынешний объем переводов – на минимуме с августа 2015 года (8,6 млрд), причем даже тогда объемы переводов из России были выше, чем сейчас (4 млрд тенге). По итогам четырех месяцев снижение переводов превысило 30%: 80,9 млрд тенге против 116,3 млрд тенге в январе-апреле 2019-го.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: