К 2022 году 80% государственных услуг в Казахстане должны перейти в электронный формат, а сама республика войти в топ-30 мирового рейтинга ООН по развитию ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Такие планы наметили чиновники в рамках реализации госпрограммы "Цифровой Казахстан", однако денег на развитие информационно-коммуникационных технологий катастрофически не хватает, констатируют эксперты.
Центр исследований прикладной экономики презентовал доклад "Социально-экономический фон реализации государственной программы "Цифровой Казахстан", в котором изучены перспективы и проблемы развития ИКТ в Казахстане.
В нём отмечается, что это пять основных направлений реализации программы: цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство, реализация "Цифрового Шёлкового пути", развитие человеческого капитала, создание инновационной экосистемы.
Предполагаемое финансирование программы предполагается из республиканского бюджета – 141 млрд тенге, из квазигосударственного сектора – 169 млрд тенге, таким образом, общий бюджет составит 310 млрд тенге, или чуть меньше 400 млн долларов.
По прогнозам, результатом цифровизации Казахстана должно стать создание 300 тыс. новых рабочих мест к 2022 году.
Войти в топ-30
За счёт цифровизации к 2025 году в экономике должно появиться 1,7-2,2 трлн тенге добавочной стоимости, а Казахстан должен войти в топ-30 мирового рейтинга ООН по развитию ИКТ. Вклад цифровизации в темпы роста экономики РК к 2025 году должен составить 1,6-2,2 процентного пункта.
Ожидается, что пять городов РК войдут в один из глобальных рейтингов "умных" городов к 2022 году.
Плановые объёмы бюджетного финансирования цифровизации в Казахстане оцениваются в 21,5 млрд тенге в 2018 году, в 33,1 млрд тенге в 2019 году, 59,7 млрд тенге в 2020 году и 26,5 млрд тенге в 2021 году.
В настоящее время структура затрат на ИКТ в республике выглядит следующим образом: оплата услуг сторонних организаций и специалистов IT-сферы – 52%, программное обеспечение – 37%, обучение сотрудников в части развития и использования ИКТ – 6% и самостоятельная разработка ПО в организациях – 5%.
Структура расходов на ИКТ в разрезе отраслей экономики сейчас выглядит так: торговля – 31,1%, информация и связь – 12,9%, обрабатывающая промышленность – 8,8%, горнодобывающая промышленность – 8,8%, строительство – 8,4%, профессиональная научная и техническая деятельность – 8%, госуправление общего характера – 7,2%, транспорт и складирование – 5,6%, сельское хозяйство – 0,3%, остальные отрасли – 8,8%.
Эксперты отмечают, что техническое оснащение цифровизации в Казахстане осуществляется практически полностью за счёт импортных товаров, при этом значительный прирост поставок наблюдается по компьютерам и сопутствующему оборудованию.
Затраты выглядят ограниченными
Основные выводы исследования показывают, что в настоящее время в Казахстане государство является главным катализатором развития цифровых технологий. Затраты на цифровизацию в стране выглядят ограниченными, при этом темпы развития ИКТ в Казахстане соответствуют его текущему уровню экономического развития.
Отрасли экономики с высокой производительностью труда являются лидерами по цифровизации реального сектора Казахстана. При этом цифровые технологии предприятий реального сектора больше применяются для работы с госорганами, чем для электронной коммерческой деятельности.
Вместе с тем уровень компьютерной грамотности и степень проникновения ИКТ среди населения страны находятся на относительно высоком значении, однако развитие IT-сферы среди населения происходит в основном за счёт мобильных телефонов и мобильной связи.
В настоящее время население применяет Интернет преимущественно для развлечения и досуга и в меньшей степени для участия в гражданско-правовых процессах.
Государство не просто источник дешёвых денег
О том, какие перспективы у проекта "Цифровой Казахстан" и что может помешать в его реализации, аbctv.kz поговорил с автором исследования, заместителем директора Центра исследований прикладной экономики Олжасом Тулеуовым.
По его словам, доля затрат на ИКТ в ВВП Казахстана довольно низкая по сравнению со странами, которые находятся на более высоком месте в рейтинге ICT Development Index.
Вместе с тем государство планирует потратить на реализацию программы в течение 2018-2020 годов средства республиканского бюджета и квазигоссектора в размере 310 млрд тенге, что чуть меньше затрат на ИКТ за один лишь 2017 год уже потраченных денег. Стоит отметить, что в 2017 году на развитие ИКТ было потрачено 350 млрд тенге, говорит он.
В этой связи можно сделать вывод, что лишь этих затрат недостаточно для того, чтобы достичь максимально всех целей, указанных в программе.
Эксперт считает, что в этой ситуации государство должно играть роль не просто источника бесплатных или дешёвых денег для финансирования ИКТ в стране, а должно больше прилагать усилий по созданию благоприятных условий, при которых частный сектор будет сам тратить свои средства на свои же приоритетные "цифровые" цели.
В структуры МСБ "цифра" ещё не пришла
Еще один актуальный вопрос – цифровизация сельской местности. Как отметил г-н Тулеуов, в техническом плане цифровизация в сельской местности Казахстана представлена лишь смартфонами и мобильным Интернетом.
Более "продвинутые" технологии там не развиты. При этом, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК (Министерство национальной экономики), уровень компьютерной грамотности сельских жителей незначительно отстаёт от показателей городских жителей, подчеркнул он.
"30-е место в мировом рейтинге ICT Development Index, на мой взгляд, хороший ориентир, обобщающий и определяющий таргет всех усилий, направленных на развитие ИКТ в Казахстане", – прокомментировал спикер.
По его словам, учитывая, что другие страны мира, сопоставимые с Казахстаном по уровню социально-экономического и технологического развития, прикладывают все свои силы, чтобы максимально "цифровизироваться", для страны будет нелегко в ближайшие два-три года существенно улучшить свои позиции в рейтинге ICT Development Index. Тем не менее, это выполнимая задача, заметил эксперт.
Г-н Тулеуов подчеркнул, что отрасли экономики с высокой производительностью труда являются лидерами по цифровизации реального сектора Казахстана.
По словам эксперта, высокая производительность труда позволяет получать больший доход предприятиям, соответственно, эти предприятия способны тратить больше средств на ИКТ. В структурах МСБ цифровизация проникает довольно медленно. Об этом можно судить по тому, насколько в Казахстане развита e-коммерция, считает аналитик.
По принципу "снизу вверх"
Сейчас всего лишь 1,44% всех предприятий реального сектора получают заказы через Интернет и другие специальные сети. Фактором, сдерживающим бурное развитие, в частности, e-коммерции, являются традиции и ментальность, как казахстанских производителей, так и домашних хозяйств, прокомментировал спикер.
"Я убеждён, что цифровизация, как социально-культурный, экономический и технологический процесс, должна идти по принципу "снизу вверх", а не наоборот. Невозможно навязать, заставить экономических агентов пользоваться всеми благами цифровизации, если в этом в данный момент времени экономический агент не видит смысла, надобности и не уверен в собственной психологической и технической подготовленности", – сказал г-н Тулеуов.
По его словам, цифровизация должна быть "продуктом", подталкиваемым спросом, а не являться результатом навязчивого предложения со стороны государства.
В этом и есть главная концептуальная проблема цифровизации в Казахстане, заметил эксперт. По его словам, усилия государства должны быть направлены в том числе на то, чтобы создавать соответствующие условия, способствующие тому, что граждане и бизнес самостоятельно будут формировать спрос на цифровые технологии.
Аскар Муминов