Министерство по инвестициям и развитию РК (МИР) рассматривает возможность замены иранской компании "Дена Рахсаз" на другого подрядчика, сообщил глава МИРа Женис Касымбек. Компания работала в области строительства дорог в Казахстане более 10 лет, однако в последнее время испытывает финансовые трудности, что сказывается на эффективности работы в республике. В частности, по его словам, компания не успевает закончить в срок 800-метровый тоннель через Шакпакский перевал между Таразом и Шымкентом.
"По тоннелю действительно есть проблемы – это участок проекта "Западная Европа – Западный Китай". Это компания "Дена Рахсаз". Она работает в Казахстане более 10 лет, и впервые у нас появились проблемы с этой компанией. До этого каких-то серьезных вопросов не было. У компании появились финансовые проблемы у себя на родине, поэтому они перетекают на наши проекты", - сказал Женис Касымбек на правительственном часе в мажилисе парламента РК в понедельник.
"Существующая дорога, которая идет к границе Жамбылской области, реконструирована, и проезд полностью дан, то есть отсутствие этого тоннеля сегодня препятствий для проезда не создает. Параллельно мы в свое время совместно с банком предложили, чтобы обеспечить безопасность проезда на зимний период (там достаточно сложный перевал, вы знаете, там переходит в Бурное, это Бауыржан Момышулы, достаточно сложно в климатических условиях, снежные заносы) решили построить тоннель почти 800 метров, - отметил он. - Достаточно хорошо работы шли, но в прошлом году из-за этих проблем компании на сегодняшний день есть отставание от графика. В этом году мы боимся, что можем не сдать этот объект. Поэтому вместе с банком активно работаем над этим вопросом. Возможно, будет замена подрядчика на другого".
В ТОО "Дена Рахсаз Казахстан" на момент публикации материала abctv.kz комментарии не удалось получить. Иранское АОЗТ "Дена Рахсаз Констракшн" было включено 27 июня 2016 года АО "НК "КазАвтоЖол" в перечень недобросовестных поставщиков.
Ранее abctv.kz сообщал, что иранская компания, получившая в 2014 году госзаказы на реконструкцию трех участков автомобильной дороги в Павлодарской области на 47,3 млрд тенге, оставила без оборотных средств щебеночный завод в Экибастузском регионе.
Глава МИРа также сообщил о том, какая работа проводится в отношении компаний, на построенных которыми участках автодорог выявлены дефекты.
"На построенных участках действительно были 3-4 прецедента. В частности, на участке "Западная Европа – Западный Китай", одна – в Жамбылской области, другая – в Южно-Казахстанской. Было шелушение по Жамбылской по одному из участков, иностранная компания-подрядчик. А на втором участке сама крупнейшая южнокорейская компания POSCO выявила дефект. Просто неправильно была уложена арматура по бетону. Сама предложила к изменению", - сказал он.
По всем международным дорожным контрактам у Казахстана есть гарантийный срок 2 года.
"В случае если в течение 2 лет после строительства выявляются дефекты, компания-подрядчик обязана за счет своих средств восстановить, переложить эту дорогу. Для этого мы держим в течение этого срока пятипроцентную банковскую гарантию от стоимости контракта. Это достаточно жесткая мера – мы ее приняли как раз как опыт и рекомендацию международных финансовых институтов", - сказал министр.
При этом в отношении автодорог, которые были построены за счет средств республиканского бюджета и Национального фонда, гарантийный срок составляет 5 лет.
"В случае выявления дефектов после завершения строительства в течение 5 лет компании-подрядчики обязаны полностью за счет своих средств эти дефекты устранить. Мы держим 5% от суммы контракта на банковской гарантии", - резюмировал Женис Касымбек.
Жанболат Мамышев