Новая редакция Закона "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", рассмотренная в среду на пленарном заседании мажилиса в первом чтении, стала самой дискуссионной для депутатов. Но, судя по итоговому одобрению, мажилисмены решили, что на данном этапе удалось соблюсти некий баланс интересов государства и общества.
Министр юстиции Марат Бекетаев объяснил, что все нормы законопроекта были разработаны на основе международных практик. В частности, это касается вступительного взноса в коллегию адвокатов. Решено его законодательно отменить, что "позволит обеспечить доступ к профессии адвоката в особенности молодым юристам, повысит конкуренцию между ними и увеличит их количество".
Законопроект предусматривает создание двухуровневых дисциплинарных комиссий для объективного рассмотрения дисциплинарных производств. В целях улучшения качественного состава адвокатуры предусмотрен механизм повышения квалификации адвокатов, что "будет способствовать повышению конкурентоспособности и качества услуг адвокатуры".
"Для социально уязвимых групп населения проектом закона предусмотрено получение юрпомощи от адвокатов и юрконсультантов с бесплатным полным сопровождением в его правовой ситуации. Оно называется Pro bono. Предоставление такой помощи будет основано на добровольной договоренности сторон и будет безвозмездно. Немаловажно отметить, что предоставление Pro bono-помощи не обязанность, а право и не может оказываться по принуждению", – сказал министр.
Предусматриваются механизмы защиты граждан от услуг недобросовестных адвокатов и юрконсультантов.
"При осуществлении своей деятельности адвокаты и юрконсультанты могут нанести значительный имущественный ущерб доверителю. В связи с этим вводится обязательное страхование профессиональной ответственности адвокатов и юридических консультантов. Это предоставит гарантии доверителям в получении квалифицированной юрпомощи. Институт страхования вводится с 2020 года", – уточнил г-н Бекетаев.
Также "свою неэффективность показывает практика использования адвокатского ордера". Глава Минюста пояснил, что в развитых странах не предусмотрено использование адвокатского ордера. Поэтому "упразднение адвокатского ордера оптимизирует деятельность адвокатуры, исключит его зависимость от адвокатской организации и позволит сократить временные и финансовые затраты".
Депутат Иван Клименко засомневался в целесообразности отмены вступительного взноса, предложив рассмотреть возможность сокращения его размера, но не полной отмены, поскольку это может привести к тому, что адвокатской деятельностью могут начать заниматься "не совсем подготовленные специалисты". Но на сторону правительства встал председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. Он отметил, что сегодня в стране в среднем на четыре тысячи человек приходится один адвокат, тогда как в развитых странах это соотношение составляет 300-400 человек на одного адвоката.
"На мой взгляд, такая диспропорция у нас складывается потому, что для молодых юристов препятствием является не столько квалификационное тестирование, сколько вступительный взнос. Сегодня размер его свыше 800 тысяч.
Наверное, это все-таки не каждому по карману. То есть получается, для того чтобы стать адвокатом, одних знаний и опыта недостаточно. Нужно еще и показать свою финансовую состоятельность. Вступительный взнос получается у нас некий имущественный ценз, предъявляемый к кандидату в адвокаты. И одним из сдерживающих факторов для молодых адвокатов", – объяснил г-н Нигматулин свою логику.
При этом он напомнил, что сегодня в стране уже выросло "новое поколение юристов, многие из них прошли обучение, в том числе за рубежом, по президентской программе "Болашак", имеют навыки работы в международной правовой практике".
"У нас есть отличная база, десятки тысяч обучившихся и вернувшихся сюда молодых юристов, которые в том числе изучали международное право. Поэтому подобного финансового барьера не должно быть. Критерием должен быть только профессионализм", – убежден председатель мажилиса.
Павел Казанцев обратил внимание на норму законопроекта, предусматривающую ограничение по количеству переизбраний на руководящие посты в коллегиях адвокатов. Министр пояснил, что это положение вводится на основе международной практики и в связи с низкой эффективностью работы казахстанских коллегий. Это предложение тоже нашло поддержку со стороны спикера палаты.
"А откуда взяться этому качеству? Если у нас в регионах в президиумах десятилетиями сидят люди, десятилетиями бессменно руководят этими коллегиями адвокатов. Я, готовясь к сегодняшнему пленарному заседанию, попросил подготовить аналитику. Смотрите, какая картина складывается по председателям коллегии. В Мангистауской области председатель президиума областных коллегий руководит ею бессменно 25 лет. В Алматинской области – 27 лет, в Атырауской области – 31 год. Но это не все еще. Актюбинский всех перещеголял – 33 года. Это о чем говорит? Это говорит о том, что отсутствует полная конкуренция в сфере оказания юридической помощи нашим гражданам", – считает г-н Нигматулин.
"У нас новое поколение юристов, у нас есть кому работать. Давайте откроем шлагбаум и создадим нормальную конкурентную среду, в том числе в адвокатском сообществе. Не должно быть там касты. Нам следует поддержать эти нормы. Я думаю, они только будут направлены на повышение профессионализма, направлены будут на повышение конкуренции в адвокатском сообществе. И это очень важно", – призвал он коллег. Депутаты на призыв откликнулись и законопроект одобрили в первом чтении.
Ирина Севостьянова