"Дырявое" законодательство портит все здравоохранение

Алина Альбекова Алина Альбекова
8001

Минздрав оказался "некомпетентным" в вопросе оценки преподавателей медицинских вузов.

"Дырявое" законодательство портит все здравоохранение

В Республиканском центре развития здравоохранения (РЦРЗ) презентовали очередные поправки в законодательство, инициированные Министерством здравоохранения. Законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, Уголовный и Уголовно-процессуальный, а также в Кодекс об административной ответственности (КоАП). А также в восемь законов в части модернизации системы здравоохранения: "О радиационной безопасности", "О некоммерческих организациях", "О государственном имуществе", "О гражданской защите", "Об органах внутренних дел РК", "О разрешениях и уведомлениях", "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях", "Об обязательном медицинском страховании".

Несмотря на то, что законопроект получился объемным, его можно разделить на несколько блоков: совершенствование системы корпоративного управления в медорганизациях, трансформацию объединенной комиссии по качеству медуслуг при Министерстве здравоохранения в самостоятельное некоммерческое юридическое лицо, развитие института донорства и трансплантации, совершенствование системы медицинского образования и повышение качества подготовки медицинских кадров, совершенствование сферы медицинской научной деятельности, внедрение системы национальных счетов здравоохранения, обеспечение качества и эффективности медпомощи, совершенствование вопросов охраны общественного здоровья, дальнейшее совершенствование системы обязательного социального медицинского страхования, внедрение новой модели ГОБМП, перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения, пересмотр некоторых составов уголовных и административных правонарушений, а также устранение пробелов в действующем законодательстве касательно системы здравоохранения.

Так, в статьях 55 и 108 ныне действующего Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения планируется дать определение таким понятиям, как интегрированный академический медицинский центр и университетская клиника. Несмотря на то, что медицинские вузы уже практикуют триединство науки, практики и образования по опыту Назарбаев университета, в кодексе эти понятия до сих пор отсутствуют.

Самой главной поправкой станет оценка компетенции научно-педагогических кадров и студентов, обучающихся в медицинских организациях. К слову, на базе РЦРЗ в рамках пилота еще с 2014 года проводится ежегодная оценка выпускников медицинских вузов – резидентуры и интернатуры.

"Это мировая практика, когда студенты, закачивая частный или государственный вуз, вне зависимости от того, учились они по гранту или на платной основе, сдают единый национальный экзамен. В случае провала им не выдается допуск к практике. Таким образом, повышается качество и защищается общество. Неграмотных выпускников считают опасными и не допускают к лечению пациентов. Мы три года подряд оценивали наших выпускников и считаем, что это уже должно выйти за рамки пилота и стать стандартной практикой. Однако кодекс нам пока не позволяет этого сделать", – заметила генеральный директор РЦРЗ Айнур Айыпханова.

Как оказалось, в кодексе не прописана и компетенция Минздрава по оценке преподавателей медвузов. Тогда как, по мнению гендиректора центра, эта компетенция министерству сегодня необходима как никогда. Количество жалоб в адрес здравоохранения с каждым годом растет.

"Мы не хотим сказать, что ситуация ухудшается, просто люди стали широко использовать социальные сети, пользоваться обратной связью. Но если посмотреть на причину жалоб, то чаще всего это некачественные медуслуги. А качество зависит прежде всего от компетенции медицинских кадров. Поэтому было принято решение оценить в рамках пилота не только выпускников, но и преподавателей медвузов. Но это была разовая инициатива, потому как законодательно мы сегодня не можем этого делать", – уточнила она.

В кодекс под пунктом 68-3 статьи 1 планируется внести еще одно отсутствующее понятие – стратегическое партнерство в сфере медицинского образования и науки, что подразумевает под собой сотрудничество между отечественными и зарубежными организациями образования и науки в области здравоохранения и зарубежными высшими учебными заведениями. В Казахстане, по словам Айнур Айыпхановой, уже начался второй этап стратегического партнерства. Представители зарубежных медвузов переехали работать в Казахстан на контрактных условиях в качестве проректоров, чаще всего первых проректоров, чтобы повлиять на качество образовательного процесса изнутри.

Новым подпунктом дополнится и статья 38. В нее будет включено понятие "первая помощь", под которым понимается "комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни пострадавших и доступных для выполнения лицами не медицинского образования до появления возможности оказания более квалифицированной медпомощи".

Усилить солидарную ответственность граждан за свое здоровье планируется за счет обновления текста действующей статьи 90. Новый текст гласит: "Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, нести солидарную ответственность за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья".

"Это еще раз ставит акцент на том, что только 10 процентов нашего здоровья зависит от медработников. А когда отсутствует законодательно хоть какая-то ответственность гражданина беречь свое здоровье, ходить на скрининги, вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, от злоупотребления вредными веществами, соответственно, нет и ответственности. Поэтому мы в такой мягкой форме включили это понятие. Тогда как европейские страны пошли дальше. Там, если мама отказалась от прививки ребенку, в дальнейшем их могут лишить бесплатной медпомощи за счет государства. Мы никого не лишаем помощи, мы лишь вводим понятие заботы о своем здоровье граждан в рамках солидарной ответственности", – заметила Айнур Айыпханова.

Она также напомнила, что в 1995 году ООН приняла определенный свод правил для достижения качественного образования, которые затем обязалась внедрить у себя каждая страна, в числе которых был и Казахстан. Однако на практике эти правила не исполняются, во многом по причине отсутствия в кодексе полномочий у Минздрава эти правила внедрять.

"Это логичные и нужные требования. Международные медико-санитарные требования гласят, что в каждой стране должна быть программа по антимикробной резистентности, что нельзя бесконтрольно использовать антибиотики ни в сельском хозяйстве, ни в отношении людей. А у нас аптеки свободно отпускают их, что ведет к пагубным последствиям. Микробный пейзаж становится настолько устойчивым в стране, что уже приходится использовать самые дорогие и сильные антибиотики. Поэтому, если Казахстан на страновом уровне обязался эти правила выполнять, надо, соответственно, подгонять наше законодательство под международные обязательства", – поделилась своим мнением гендиректор РЦРЗ.

Помимо этого, в рамках действующей статьи 34 кодекса предлагается конкретизировать услуги в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), потому как нынешний перечень медуслуг слишком уж размыт. В РЦРЗ напомнили: несмотря на то, что все предоставляется бесплатно, казахстанцы продолжают жаловаться на отсутствие доступа и длинные очереди.

"Обещать все подряд, а потом сталкиваться с недоступностью услуг – это хуже, чем четко определить и сказать, что мы будем оказывать не 100 услуг, а 80. Но зато эти услуги будут четко прописаны и доступны гражданам вне зависимости от их статуса страхования", – добавила Айнур Айыпханова.

Не менее значимой поправкой в кодекс, по ее словам, станет введение нового понятия, как национальные счета здравоохранения. Казахстан по опыту стран ОЭСР уже четвертый год на базе РЦРЗ проводит статистический подсчет расходов на здравоохранение, ежегодно опрашивая домохозяйства на предмет их трат. Результат последнего опроса неутешителен: карманные траты казахстанцев на здоровье составили целых 40%, тогда как в развитых странах население на эти цели тратит не более 20-25%, остальные траты берет на себя государство или страховые фонды. Именно поэтому в Казахстане и было решено внедрять обязательную систему медицинского страхования.

Единственной поправкой в Закон "Об обязательном медицинском страховании" станет введение понятия "незанятое лицо". По словам инициаторов поправки, это лицо, не осуществляющее трудовую деятельность в соответствии с трудовым законодательством и не являющееся самостоятельно занятым лицом, согласно закону о занятости населения.

Изменения претерпят также Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Поправки коснутся прежде всего декриминализации медицинских ошибок и профессиональной ответственности врачей путем исключения всего лишь одной фразы: "равно несоблюдение порядка или стандартов оказания медпомощи". В результате ныне действующая статья 317 будет звучать следующим образом: "невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним". И если раньше за несоблюдение стандартов к наказанию по статье 317 УК РК можно было привлечь любого врача, теперь это можно будет сделать только в обоснованных случаях. Так как стандарты, по словам Айнур Айыпхановой, понятие растяжимое: это как минимум 300 приказов Минздрава, тысяча различных протоколов, включая узкопрофильные клинические. Причем большинство их них знать не обязательно, так как они носят рекомендательный характер.

"На основании часто неграмотных заключений так называемых независимых экспертов получалось, что система правосудия выносила наказание врачу, основываясь на том, что он не соблюдал такой-то пункт такого-то протокола. Поэтому, чтобы не давать волю равночтениям множества документов, которые висят над врачом, мы исключаем пункты, которые можно трактовать очень широко – это несоблюдение порядков медпомощи, и оставляем более конкретные пункты, как небрежное и недобросовестное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей", – добавила она.

Более того, в рамках поправок в эту же статью предлагается исключить дополнительную меру наказания, как лишение права занимать определенную должность или заниматься врачебной деятельностью, либо сократить с трех лет до одного года.

Аналогичные поправки, внесенные в Уголовный кодекс, будут внесены и в КоАП.

На сегодняшний день, по словам инициаторов законопроекта, уже проведены научно-экономическая и право-экспертная экспертизы документа и получены соответствующие заключения от аккредитованных организаций и национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Законопроект также был одобрен на заседании общественного совета, а также согласован с госорганами и 16 акиматами. На данный момент осталось пройти согласование лишь в двух инстанциях – Министерстве национальной экономики и Министерстве финансов.

"Это сборные поправки, в которых возникла острая потребность. И они должны быть внесены в новый кодекс, над которым мы уже начали работать. Его планируется принять уже в этом году. Это лучше, чем каждый раз латать дыры", – констатировала Айнур Айыпханова.

В заключение гендиректор РЦРЗ добавила, что в центре готовы принять и выслушать все предложения по изменениям в кодекс. Правда, только в письменном виде и через канцелярию.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться