/img/tv1.svg
RU KZ
«Фестивальное кино». Или рейтинг ВУЗов Казахстана

«Фестивальное кино». Или рейтинг ВУЗов Казахстана

Изучение методики рейтингования ВУЗов страны от Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), вызывает ассоциацию с ситуацией в мировом кинематографе.

14:10 12 Август 2016 2029

«Фестивальное кино». Или рейтинг ВУЗов Казахстана

Автор:

Марат Каирленов

В кинематографе в настоящий момент есть 2 сегмента: кино для массового зрителя, которое получает почти 100% прибыли, и есть авторское, фестивальное кино, для узкого круга людей, смотрящих на мир, как и режиссер фильма. В текущем состоянии рейтинг НКАОКО также представляется не для массового потребителя (населения РК), а для узкой прослойки тонких ценителей - международных экспертов, «завсегдатаев» различных круглых столов, конференций и т.д.

Проблема в том, что это не только сводит на нет рейтинг как инструмент менеджмента, но и ведет к дальнейшей деградации индустрии высшего образования РК.

Кому нужен рейтинг ВУЗов в РК?
Прежде всего, наверное, тем, кто покупает и выбирает услуги ВУЗов, на несколько сотен миллиардов тенге ежегодно (см. рис 1). В нашей стране, это государство (58%) и Население (39% - см. рис 2). Доля предприятий составляет лишь 3%. Хотя есть мнение, что поскольку государство оплачивает услуги высшего образования на налоги, которые платят предприятия, то «де-факто» доля предприятий выше. Однако, основными плательщиками налогов выступают предприятия горнодобывающей промышленности, а это лишь 3% работников из экономически активного населения страны. Остальная часть бизнеса или сама обучает своих сотрудников «с нуля», или не планирует свою деятельность на долгосрочную перспективу, чтобы готовить сотрудников в ВУЗах. Поэтому цифра в 3% достаточно близка к реальности, следовательно и рейтинг ВУЗов для них особо и не интересен.

Государству, в широком смысле, данный рейтинг также не нужен. Оно дает гранты по специальностям, а абитуриент (приняв на себя определенные обязательства перед государством) уже сам определяется, в каком именно ВУЗе он будет учиться. Отсюда основным потребителем рейтинга ВУЗов выступает население. Именно они – абитуриенты и их родители, родственники и друзья, решают мучительный вопрос с выбором ВУЗа для обучения. Причем если по специальности ученик определяется еще за год-два до ЕНТ, то по ВУЗу окончательное решение принимается за месяц-два до начала учебы. Поэтому рейтинг нужен практически только населению.

Я его слепила, из того что было…
Рассматривая рейтинговые продукты НКАОКО, можно отметить, что их 2: рейтинг образовательных программ (специальностей) и Институциональный рейтинг ВУЗов. Поскольку, абитуриент выбирает ВУЗ исходя из того, насколько качественным представляется ему обучение именно по выбранной специальности в данном ВУЗе, то мы рассмотрим методику рейтинга специальностей. Действительно, ВУЗ может иметь очень высокий институциональный рейтинг, но специализироваться на обучении педагогов, а вы хотите получить лучшее образование по маркетингу или корпоративным финансам. В данном случае, институциональный рейтинг будет не информативен, и даже будет вводить в заблуждение.

Рассматривая собственно методологию рейтингования можно отметить, что авторами используется 16 показателей, сгруппированные в 4 группы. Однако, для удобства анализа, они перегруппированы нами в 4 группы: качество профессорско-преподавательского состава (ППС), размер (доля) ВУЗа в данной специальности, достижения студентов и прочее (см. таблицу 1). Данная группировка позволяет четко выделить резкие диспропорции в рейтинге. Например, на группу факторов характеризующих качество ППС приходится 66%, а на собственно достижения студентов, как собственно «продукт» ВУЗов, лишь 8% т.е. почти в 9 раз меньше.

Реальные вещи
Вместе с тем, университет это институт социализации, то есть подготовки молодого человека к жизни в обществе, как гражданина и профессионала. Поэтому и оценивать ВУЗ логично, прежде всего, по качеству социализации выпускников. К примеру, в предлагаемой нами методике удельный вес данного показателя составляет 50% - замеряемый, прежде всего, через удельный вес трудоустроившихся / продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа (и их уровень заработной платы определяемой через пенсионные отчисления и т.д.). В итоге, среднестатистический казахстанец будет видеть, что, например, есть ВУЗы где выпускники на 80% трудоустраиваются с такой-то средней заработной платой (по данным отчислений в ГЦВП), и есть другие ВУЗ-ы, где выпускники на 80% дипломированные безработные.

Вторым фактором, определяющим качество обучения, выступает стремление акционеров ВУЗов улучшить ситуацию, которое целесообразно замерять через уровень инвестиций в ВУЗ. Как показано выше, высшее образование это рынок в сотни миллиардов тенге и грамотное использование данных средств, способно дать мощный импульс всему образованию. Как известно, во многих развитых странах слабый уровень начального и среднего образования, но он с лихвой компенсируется высоким уровнем качества высшего образования. В итоге они сильно опережают нас в своем развитии и уровне конкурентоспособности.

Запуск подобного – понятного и адекватного рейтинга способен запустить полноценную добросовестную конкуренцию на рынке высшего образования. И тогда акционеры и топ-менеджмент ВУЗов начнет реально заботится о том, чтобы в их ВУЗе готовили востребованных специалистов, а значит: обучали современным технологиям, на современном оборудовании, привлекали и поощряли талантливых преподавателей, стимулировали их писать учебники и кейсы (а не предлагать за написание учебника по 100 тыс. тенге), анализировали рынок труда в регионе и предлагали студентам востребованные специальности по современным программам обучения и т.д.

Конечно, для запуска полноценного рейтинга требуются некоторые поправки в законодательство и вообще, приготовится к мощному противодействию отдельных акционеров ВУЗов заинтересованных в сохранении текущей «серой» конкуренции на рынке. Выходом может стать постепенное внедрение данного рейтинга. Начав, например, с государственных ВУЗов, в течении нескольких лет постепенно охватить и частных игроков.

С другой стороны, ключевым вопросом выступает осознание акционерами и топ-менеджерами ВУЗов того, что для долгосрочного успеха (10-30 и более лет) надо производить качественные услуги (высококонкурентоспособных студентов). А для того, чтобы понимать, где мы сейчас и куда и как быстро нам надо двигаться, нужен адекватный рейтинг. И тогда студенты будут не только из Казахстана, но и других стран, и в международных рейтингах мы будем быстро повышать свои позиции.

Марат Каирленов

Более 100 казахстанских университетов попали в мировой рейтинг Webometrics

05 Август 2016 18:20 3682

4 августа на официальном веб-ресурсе лаборатории CybermeticsLab, которая «готовит» мировой рейтинг сайтов университетов Webometrics с 2004 года, были опубликованы результаты - в списке оказались 104 казахстанских университета.

Отметим, лаборатория CybermetricsLab входит в состав Национального исследовательского совета Испании. Рейтинг Webometrics, разрабатываемый ими, считается одним из наиболее авторитетных. Рейтинг публикуется два раза в год – в феврале и августе. Главными критериями ранжирования Webometrics являются ссылочный вес сайтов, число индексируемых веб-страниц, представленные в открытый доступ научные публикации, исследования ученых вуза и их цитируемость.

В рейтинге образовательных сайтов за август 2016 года значится 24 000 веб-ресурса, Казахстан упоминается с 1 598 строчки. В первую десятку попали сайты Евразийского национального университета (1 598 место), Казахского национального технического университета им. К. Сатпаева (2 628 место). Казахского национального университета им. аль-Фараби (2 712 место), Казахского национального аграрного университета (4 030 место), Назарбаев Университета (4 044 место), Казахского национального медицинского университета им. С.Асфендиярова (4 470 место), Павлодарского государственного университета им. Торайгырова (4 761 место), Казахстанского института менеджмента, экономики и стратегических исследований KIMEP (5 741 место), Казахстанско-британского технического университета (5 994 место), Карагандинского государственного университета им. Е.Букетова (6 175).

К слову, региональный директор рейтингового агентства QS World University Rankings по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева в интервью abctv.kz отмечала, что именно webometrics использовался в качестве одного из индикаторов для создания первого QS-рейтинга университетов евразийского пространства.

Весь список ВУЗов, попавших в рейтинг можно посмотреть по ссылке.

Алина Альбекова